Используются технологии uCoz
буквица
ГЛАВНАЯ

Иверский женский монастырь г. Енисейска

История Иверского женского монастыря

Беседа с настоятельницей Иверского женского монастыря матушкой Олимпиадой

20-летие возрождения Спасо-Преображенского мужского монастыря

Краткая история енисейского Иверского женского монастыря

Енисейский Иверский девичий монастырь - именно так звучало полное название Иверского женского монастыря. Летописи называют 1623г. годом образования обители, хотя есть и другие предположения. Основательницей называют Параскеву из Нижнего Новгорода, хотя и на сей счет есть версии. (см. подробнее …)

Первоначально монастырь был создан во имя Рождества Христова и назывался Христорождественским, это же название носила деревянная церковь монастыря. Она сгорела в 1673г., вместо нее за год был построен другой деревянный храм, уже в честь Владимирской Иконы Божией Матери. Но пожары еще не раз сыграют свою решающую роль в истории монастыря.

В конце XVIIв. Енисейск наполняется ссыльными, в монастыре располагается особое отделение с железными решетками для помещения важных преступниц. Содержалась здесь и Прасковья Салтыкова, будущая жена царя Иоанна Алексеевича, а также юная Мария Волынская, дочь царедворца, была пострижена в монахини, но через год возвращена в первое свое достоинство.

В 1758г. вместо прежней деревянной церкви при монастыре открывается каменная, в 2 этажа и 6 приделов Христорождественская церковь. В описаниях монастыря прошлых столетий подчеркивалось, что она “почитается богатейшею во всей Сибири”. Ее-то и не смогли поделить между собой приход и монастырь. Раздор помог разрешить пожар 1869г., который уничтожил все монастырское имущество, осталось лишь два каменных обгорелых корпуса. Но милость Божия не оставила женскую обитель, она была восстановлена и в 1782г. состоялось освящение новой церкви в честь Иверской Иконы Божией Матери. С тех пор монастырь стал называться Иверским.

В 1843г., при игуменье Евгении в обителе поселяется местночтимый святой старец Даниил Ачинский, здесь же его хоронят и строят каменную часовню над могилой.

В 1865г. при монастыре открыто училище для девиц духовного звания.

Монастырь креп и здравствовал до 1920г., когда с целью его сохранения от притязаний Советской власти, монахини образовывают на месте обители сельзозпроизводительную артель. Но помогло это ненадолго, через 3 года его закрывают окончательно.

Открытие монастыря состоялось при матушке Варваре, которая приехала в Енисейск в 1998г. для его восстановления. В 2002г. начал действовать восстановленный монахинями Воскресенский храм, ведутся службы в Иверской церкви. (см. подробнее …)

Елфимова Т.В.


В ТИШИНЕ МОНАСТЫРЯ

Беседа с настоятельницей Иверского женского монастыря матушкой Олимпиадой





О насущном

Все, что включает в себя Свято-Иверский женский монастырь, лишь малая доля той территории, которая принадлежала ему когда-то. Но храм, построенный в честь воскресения Христова (близ базара, получившего также название “Воскресенский”), к нему никогда не относился и до революции был приходским, в нем ежедневно совершались службы. Исторические события не прошли для храма бесследно и сейчас мы можем видеть лишь 1/5 часть того, что осталось от былого величия. В 2000 г., по благословлению архиепископа Антония, Воскресенский храмовый комплекс был передан женскому монастырю для восстановления. В настоящее время уже давно закончены все реставрационные работы, продолжается лишь текущий ремонт. В этом году, как только освежат полы, храм будет вновь готов принять верующих. Богослужения планируют возобновить в начале июля. Но и Свято-Иверский храм в летнее время не закроет дверей, службы в нем будут проводиться по субботам и в праздники Божьей Матери.

Нерегулярный режим работы Воскресенского храма легко объясним. Зимой там очень холодно и служить в храме не представляется возможным. Женский монастырь испытывает затруднения в отоплении храмовых построек и келий. Это связано, в том числе, и с раздробленностью, отдаленностью строений друг от друга. На данный момент проблема трудно решаема, но настоятельница монастыря и сестры не унывают, помолимся же и мы о благополучном разрешении сложившейся ситуации.

О вечном

Нередко можно услышать рассуждения такого рода: хорошо нагрешить в молодости, а в старости уйти в монастырь. Вот это будет правильно. Для себя пожить, а потом уже и грехи отмаливать.

Отбросьте от себя лукавые мысли, житейский расчет в монашестве неприемлем. “А будет ли потом покаяние?” – задает вопрос матушка Олимпиада, настоятельница Свято-Иверского женского монастыря.

В храм неуверенно заходит молодая женщина, просит свечи, нет, не для себя, для матери, денег нет, и неизвестно когда будут, но мать сказала искать матушку Олимпиаду, нет, вы наверняка не знаете маму, она не местная, и название деревни вам ничего не скажет, нужна матушка, она должна помочь. И невдомек женщине, что эта молодая монахиня с внимательными, вдумчивыми глазами и есть матушка Олимпиада. В обычном, мирском представлении монахини – это скорее пожилые, худенькие и не очень, женщины в черном с отрешенными от житейской суеты глазами. Но далеко, далеко не все принимали постриг в зрелом возрасте. Многие уходят в монастыри во времена бурной молодости, когда “кровь кипит и жаром сердце пышет“. Только-только закончившие институты и училища, молодые девушки готовы служить Богу. Монашество – это серьезный, бесповоротный жизненный шаг, и в нем нет практических домыслов и расчетов. Сама суть монашества отрицает их. И это бывает очень тяжело понять, когда все внутри тебя направлено на сохранение от нужд и лишений. В этом преуспевает западное общество: пылесосы, микроволновые печи, посудомоечные машины, список можно продолжать и продолжать, концепция “истина ради быта” не перестает быть актуальной. Но есть и “быт ради истины”, о которой писали русские классики и которая воплощается в монашеском образе жизни.

Человек научился долго пребывать под водой, находиться высоко в горах, ставить все новые и новые олимпийские рекорды, но он во многом и ослаб. Ослабла ревность к Богу. Совсем недавно, в период с 90-х гг. уже для нас прошлого века и до века нынешнего, в это десятилетие, люди шли в храмы невзирая ни на что. Сейчас идут другие, изменилось их качество. Обидчивы, эгоистичны, в них нет самоотверженности, нет послушания.

Матушка Олимпиада высказывает свою гипотезу. В современных семьях, в подавляющем большинстве, жесткое планирование семьи – 2-3 ребенка, а чаще 1-2. И это, безусловно, сказывается на воспитании растущего поколения. Ранее было нормой иметь не менее 4-5 и больше детей в доме. В семье шла взаимовыручка, помощь друг другу. Ребенок с раннего детства учился терпеть, делился с братьями и сестрами единственной сладостью, вместо веселой прогулки с друзьями сидел с младшими. В семье, где все основывается на родительском послушании, ребенок, терпя какие-либо неудобства: из-за брата, изрисовавшего тетрадь, надо переписывать заново (а что возьмешь с 3хлетнего?) или в ожидании новой покупки (сейчас - куртка Маше, а в следующий раз тебе новый ранец), привыкает обходиться меньшим, думать о других, не бояться нужды.

Одного старца спросили: “Почему нет старцев?”, он ответил: “Потому что нет хороших послушников”. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, какое общество, такие и монастыри. Если в обществе падает дух, то и в монастырях духовности нет. Люди привыкают жить в достатке, ничем себя не ограничивая с детства (одному-двум детям семья способна каждый месяц покупать новые игрушки, выделить отдельные комнаты) и любое неудобство им становиться не под силу, они не могут терпеть, избегают его.

В военное время в поезд с пленными попали три рязанские сестры-монашки. Всех долгое время морили голодом, а затем предложили соленую рыбу. Изголодавшие люди не смогли отказаться и объелись. Многие из насытившихся умерли от обезвоживания, ведь никто так и не дал им воды. Сестры же, привыкшие к воздержанию, не стали есть и выжили. Христианский путь – узок и часто нужно отказать себе в чем-то ради Господа. Устал, хочешь спать, а надо молиться. И это не то надо и все, как в армии, а выражение благодарности Богу за прожитый день. Авва Дорофей предупреждал о суждениях: подумаешь, сегодня не сделаю, завтра еще есть, - все начинается с малого, кто не верен в малом, не верен во многом.

Сейчас продолжается Петров пост, не строгий, можно рыбу и масло, но в первые лет за тридцать необычайно продолжительный – 42дневный, до 12 июля.

Сейчас в храме Свято-Иверского монастыря больше бабушек, нежели молодежи, а детей практически и нет. Пожилые немощны, их чаще постигают болезни, они нуждаются в помощи. “Вольная сласть в юности – невольная болезнь в старости”. Сил уже во многом не хватает, надеяться на себя не приходится, человек обращается к Богу, задумывается о жизни вечной. Однажды в престольный праздник матушка Олимпиада, стоя на клиросе, оглянулась назад, ей показалось, что позади нее никого нет, хотя храм был полон народу, такая стояла тишина. Благоговение охватывает и не шелохнутся люди.

Монастырская жизнь – жизнь закрытая. “Моно” – значит один. Монастыри обычно возникают за городом, вдали от глаз, святые выбирали отдаленные места, а затем там образовывались монастыри. И если приходской храм, по сравнению отца Александра, батюшки Свято-Иверского храма, это колодец, который возникает в доступном для всех месте, и каждый желающий может прийти и испить с него прохладной живительной воды, то монастырь – это родник, к которому нужно собираться, чтобы приехать. И не у каждого найдет готовность, время и желание.

Беседу с настоятельницей Свято-Иверского монастыря матушкой Олимпиадой,

записала корреспондент пресс-центра Енисейского благочиния Елфимова Т.

г. Енисейск 8 июня 2010 г.

Назад

20-летие возрождения Спасо-Преображенского мужского монастыря

6 декабря 2010 года - весьма знаменательное событие в жизни Енисейского Спасо-Преображенского мужского монастыря. В этот день монастырская община и многочисленные прихожане, окормляющиеся в стенах древней обители, торжественно отметили 20-летие возрождения духовной молитвенной жизни в сей святой обители.

Спасо-Преображенский собор Енисейского мужского 

монастыря после реставрации в 2010 г.

В память сего важного не только для енисейцев, но и для всей нашей сибирской земли события, при большом стечении молящихся совершилось торжественное богослужение, на котором помимо благодарения Господу, дивно поспешествующему делу духовного возрождения нашей земли, было также провозглашено многолетие священноархимандриту Спасо-Преображенской обители Архиепископу Красноярскому и Енисейскому Антонию, при непосредственном участии которого состоялось возрождение енисейского мужского монастыря.

После Божественной Литургии собор клириков монастыря, возглавляемый наместником игуменом Никанором, отслужил заупокойную панихиду, сотворив память всех наместников, священников и всей братии, служивших и подвизавшихся в стенах святой обители. Особо был помянут отдавший все свои силы для восстановления монастыря приснопамятный игумен Мефодий (Есин), первый наместник возродившейся обители.

После богослужения братией монастыря был устроен хлебосольный прием для всех духовных чад, прихожан, паломников и благодетелей сей святой обители.

Назад