НА ГЛАВНУЮ             ПРИЛОЖЕНИЕ: биография матушки Варвары биография игумении Олимпиады

К истории Енисейского Иверского женского монастыря.

Каждый, кто обращался к истории девичьего монастыря в славном городе Енисейске, в первую очередь натыкается на загадку его возникновения. И она не единственная. Но, верно, само явление монастырей “тайна сия велика есть”, ведь они существуют по отличной от общепринятых взглядов мере. Монашествующие не имеют своего имущества, не нуждаются в обогащении, ходят в одной и той же одежде, постоянно трудятся и за всех молятся.

Начало

Время основания монастыря общепринято относить, и большинство летописных преданий тому подтверждение, к 1623 году. Но первые, сохранившиеся до наших времен, монастырские документы датированы 1664 годом, что позволило выдвинуть версию о более позднем основании обители. Основательницей же монастыря Димитрий Евтихиев, протоиерей Богоявленского собора, в своем описании Иверской обители, называет Параскеву Племянникову из Новгорода. Однако в Памятной книге девичьего монастыря сообщается, что строительницей его первой настоятельницей была игуменья Параскева Салтыкова, “происходившая от знатного рода”. По другим источникам, Парасковья Салтыкова, племянница воеводы, впоследствии супруга царя Иоанна Алексеевича, содержалась в монастыре как ссыльная.

Таким образом, почти 40-летний период (с 1623) остается “белым пятном” в истории женской обители. В своих истоках монастырь носил имя Христорождественского, от церкви, построенной в честь Рождества Христова. После пожара 1869г., по ходатайству игуменьи Афанасии, Святейший Синод благословил именовать монастырь Иверским, по храму во имя Иверской Божией матери, построенному взамен Христорождественского.

По сказанию летописи, монастырь был построен спустя пять лет после образования в 1618г. енисейского острога, в царствование государя и великого князя Михаила Феодоровича, по благословению первого сибирского архиепископа Киприана. Обычно монастыри возникают в отдаленных, глухих местах и паломникам нужно немало сил, чтобы посетить его. В Енисейске же оба монастыря строятся сразу за острогом. Эта особенность объясняется мыслью архиепископа Киприана о том, что обители в Сибири, мужские и женские, должны быть вблизи городов для содействия к обращению инородцев и поддержания благочестия в народе.

В первое время своего возникновения монастырь представлял собой лишь несколько келий, тем труднее было представить в далеком XVIIв., какого благоустройства достигнет он в течение двух столетий! И сколько еще падений и высот придется ему увидеть!

К примеру, в 1723г. монастыри отстраняются от управления своим хозяйством и доходами. Выходит указ не постригать больше в монахи, а все монастырские вакансии замещать солдатами. Монастырь бедствует, воеводы, вольно распоряжаясь монастырским имуществом для своих нужд, окончательно подрывают хозяйство обители. Игуменья Агриппина пишет царю Феодору Алексеевичу челобитную: “монастырскiя деревни, крестьяне, мельницы.. и огороды отобраны, а жалованныя монастырю…денегъ и хлеба на свечи, ладонъ… не учинено”.

111 лет раздоров

Монастырь изначально строился на противоположном от енисейского острога берегу речки Мельничной. Это сыграло свою роль в истории отношений монастыря и населения. На Мельничной не было хорошего, крепкого, а, главное, постоянного моста. Во время разливов Енисея, маловозвышенный мост на р.Мельничной затопляло и сухопутная дорога в город прерывалась, иногда надолго. Жившим на посаде людям волей-неволей приходилось обращаться к монастырским священникам по возникшим требам. В монастыре всегда были грамотные, это заставляло людей отдавать своих детей для обучения. Кроме того, строгая жизнь монахинь, полная скромности, привлекала к себе стариц и девиц, которые, ревнуя о спасении, принимали монашество, строили свои келии у монастыря.

Обитель была немноголюдна, но местность ее была выгодной для населения. Поэтому вскоре после основания монастыря, служилые люди начали застраивать его землю. Опустошительные пожары, уничтожившие монастырские грамоты и крепости на земли, способствовали этим захватам.

Все это вкупе стало причиной соединения монастыря с населением и образования отдельного от городских церквей самостоятельного прихода. Но и после соединения монастыря с приходом Христорождественская церковь называлась монастырской. Когда в городе стали заменять деревянные храмы каменными, купцы Михаил Веретнов, Иван Скорняков, Петр Щукин (которые жаловали по 1000р. ассигнациями) и другие склонили знатную (дочь полковника) игуменью Анфису к решению о строительстве в монастыре вместо деревянной каменной церкви. Желание видеть в обителе красивый и обширный храм, на который прихожане готовы были жертвовать большие деньги, подтолкнуло игуменью согласиться. Ничто не предвещало грозы, все с воодушевлением принялись за постройку новой церкви, монахини на своих плечах таскали кирпичи, воду, известь, песок. За три года, в 1758г., каменный двухэтажный храм в 6 приделов был готов. На нижнем этаже (теплом) были приделы во имя Рождества Христова, великомученика Никиты и Рождества Богородицы. На верхнем этаже (холодном) – в честь святителя Николая, святых апостолов Петра и Павла и Владимирской иконы Божией Матери. Главный купол церкви был украшен пятью главами, обитыми вызолоченным железом. Над западной частью здания возвышалась колокольня, с семью колоколами, из них самый большой 224 пуда, 20 фунтов, а во всех колоколах – 429 пудов, 27 фунтов (пуд равен 16,38кг.)

А дальше грянул гром. После постройки прихожане стали упорно оспаривать право монастыря на управление церковью, ведь они вложили в нее немало средств. Например, иконостас в приделе великомученика Никиты, “в коем все иконы железные” был сделан енисейским кузнечных дел мастером Никитой Кореневым (кстати, именно такой, сделанный из железа, иконостас хранится в Енисейском краеведческом музее, кто знает, может это именно он создан руками енисейского мастера). Споры не утихали, а разгорались с новой силой. Монастырь обосновывал свое право владения тем, что церковь построена на монастырской земле, а прихожане утверждали, что они в нее “чинили много вкладовъ” и приход не может быть без церкви. В 1794, 95 и 99 гг. прихожане просили у тобольского епархиального начальства “о наименованiи оной… приходскою, а не монастырскою”, но архиепископ Варлаам не дал такого разрешения и огонь распри погас на 40 лет, но, к сожалению, не совсем. Он разгорится еще в 1837 и в 1843. В 1863 первый епископ Енисейской епархии, преосвященный Никодим, начал дело, длившееся пять лет. Он отстаивал права Христорождественского монастыря на церковь и на место, ею занятой. И Святейший Синод в итоге поручил объявить прихожанам, чтобы оставили свои притязания. Последние остались недовольны.

Предзнаменование

День 27 августа 1869г. при всей своей губительности для города, церквей и храмов, поставил точку в многолетней распре прихода и монастыря. По воле Божией, огнем естественным, был погашен огонь внутренний в сердцах людей. В тот день температура от пожара была такой высокой, что у заходивших в Мельничную, чтобы спастись от огня, вспыхивали волосы на голове, и им приходилось время от времени окунаться полностью. На берегу Енисея горел помост, и людям было тяжело подойти к воде, чтобы тушить пожар. В монастыре сгорело 6 монахинь, одна из них была слепой, другая пыталась спастись в воде, держась за канат, но он перегорел и оказавшись в воде, она утонула. Следующая инокиня, спасая имущество Христорождественского храма, сгорела в нем сама. Погиб и священник Воскресенского храма Илья Хнюнин с женой, а с ними еще 8 человек. В Троицкой церкви огонь не оставил ничего. Ущерб храмов был огромен.

Вот какой предстала перед глазами епископа Никодима, посетившего город после бедствия, Христорождественская церковь: “Колокола попадали или растопились. Железной крыши не существует…Церковь двухэтажная: верхний этаж… истреблен совершенно, но в нижнем…явила всевластие свое всемогущая Десница Божия… главный (придел), во имя Рождества Христова…невредим; направо… великомученика Никиты, сохранен, но имеет повреждения, налево… придел во имя Рождества Богородицы, как бы рассечен пополам; левая – северная сторона его… и полцарских ворот совершенна истреблена огнем; правая же сторона и другая половина царских врат совершенно целы.. Стоит поразмыслить: прихожане сей церкви, почему-то тяготясь пребыванием женского монастыря около их церкви, ходатайствовали о передаче ее им одним, без участия монастыря”.

Лишившись всего своего имущества, монахини перебрались в Красноярск и уже обдумывали предложение епископа основать там себе обитель, когда по милости Божией нашлись благотворители. Игуменья Афанасия активно взялась за восстановление монастыря и уже в 1871г. была заложена новая каменная Иверская церковь. С тех пор монастырь стал называться Иверским, у него появилась своя отдельная церковь и собственный священник.

Затянувшаяся тяжба прихожан с монастырем из-за Христо-Рождественской церкви была закончена. Теперь она принадлежала приходу. А обновленный монастырь по отзыву епископа Павла стал “благоустроенъ въ лучшемъ виде, чем былъ прежде”. Знак Божий, проявившийся в уничтожении огнем ровно наполовину иконостаса, заставил многих задуматься, ведь теперь церкви прихода и монастыря действительно разделились.

Монастырское училище

Монастыри всегда несли свет и просвещение в мир, всегда были оплотом образования и воспитания. В 1865г. при монастыре было открыто 3хклассное училище для сирот духовного звания. Просуществовало оно 23 года, а затем было преобразовано в 2хклассную церковно-приходскую школу. В 1883г. в училище содержалось 10 пансионерок епархиального попечительства, 15 девиц духовного звания и 40 девиц светского звания разных состояний. Законоучителем был монастырский священник Илья Тыжнов (чью надгробную плиту нашли в наше время под полом в доме по ул.Лыткина), учителями: послушница, девица Клавдия Даева – дочь священника, воспитанница этого же училища, Татьяна Штерк – дочь купца, воспитанница Красноярской женской гимназии и Елизавета Кожевникова – дочь священника, воспитанница монастыря. Ученицам преподавались: Закон Божий, русский язык, арифметика, география, русская история, чистописание и рукоделие.

При страшном пожаре августа 1869г. в училище обучалось 8 девиц. Монахиня, имя которой, к сожалению, не сохранилось, вывела учениц из горящего монастыря, и, неся по очереди отстающих детей на плечах, добежала с ними до нынешнего Верхне-Пашино, где они и укрылись в местной церкви. Подвиг монахини славен и не забыт.

Игуменьи и настоятельницы

Звание настоятельницы – это послушание, игуменьи – награда. С самого основания Христорождественского монастыря его настоятельницы получили титул игумений. В списке их имен – знатные титулы, достойные награды, видные дела… Стефанида, дворянка из рода Кошелевых, 1664 – 1672гг., Игуменья Прокла Соловьева, девица, майорская дочь, была перемещена из московского Страстного монастыря, при ней прихожане обращались к архиепископу Варлааму о признании Христорождественской церкви приходской, 1793 – 1842гг. Игуменья Сергия Даева была награждена за 34хлетние труды в Иверской школе Всемилостивейше золотой медалью на Аннинской ленте для ношения на груди. Особо хочется остановиться на игуменье Евгении Стариковой, обер-офицерской вдове. О том, что придется ей круто поменять свою жизнь, она и не подозревала. На слова же старца Даниила Ачинского не обращала внимания. Однако все сбылось, что он говорил, ее дом после смерти мужа забрали на долги, она постриглась в монахини в 1837г., а через 5 лет была возведена в сан игуменьи. Она ввела в женском монастыре золотошвейное мастерство. Работы монахинь были известны по всей Сибири и даже в России. Вообще монахини монастыря во все времена отличались трудолюбием и мастерством во всем, за что бы они ни брались. Так, в 1830-е годы, записано в документах, в середине обители имелся “хороший огород, обнесенный вокруг полисадом”, в котором росли всякие овощи, “нужные для продовольствия человека и лакомые, как-то: дыни и арбузы в достаточном количестве” (это при таком-то климате!).

В 1849г. игуменья Евгения была награждена наперстным крестом от Святейшего Синода. Даниил Ачинский также предсказывал, что придет к ней, когда будет она жить не на болоте, а на твердой земле, и она же его и похоронит. Что и произошло. В январе 1843г. старец приехал в монастырь, а через 3 месяца преставился, в четверток Пасхи. Похоронили святого в ограде монастыря. В 1859г. по благословению епископа Парфения, была построена на средства Александра Даниловича Данилова (взявшего отчество и фамилию в честь своего крестного - самого старца Даниила) каменная часовня. В советское время она была снесена. По разным сведениям, мощи святого были выкопаны, поруганы и рассеяны бесследно. Но есть версия, что его останки были сохранены и перезахоронены на Абалацком кладбище, по другим свидетельствам, они были оттуда извлечены и вторично перезахоронены на Севастьяновском кладбище.

Новейшая история монастыря

Тяжелы страницы истории енисейского Иверского девичьего монастыря с приходом советской власти. Чтобы как-то сохранить монастырь, который новая власть в 1920г. предложила закрыть, монахини образовывают сельхозпроизводительную артель в 45 человек. В их наличии было 3 десятины земли, 2 пчеловодов, 2 огородников, 7 лошадей, 6 коров и быков, 3 ягненка, 20 кур и 4 телеги. Председателем артели стала бывшая настоятельница Антония (Петрова), в 56 лет. Секретарем была Анастасия Москвитина. Работали все, в том числе и престарелые. Игуменья Антония и сестры до последнего боролась за монастырь. Благодаря артели он просуществовал до 1923г.

Но в страшные времена гонений монахини не теряли своей стойкости и веры. В январе-марте 1924г. в Енисейск, находясь в ссылке, прибыл преосвященный Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ и хирург. Оставаясь самим собой, утверждая и прославляя веру православную, он являлся бельмом для новой власти, которая не мешкая, отправила его под конвоем еще дальше, на Ангару. Вместе с ним отправились две монахини, который епископ Лука постриг в Енисейске под именами Лукии и Валентины (во имя своего святого Луки, а также в честь святого, имя которого он носил в миру, будучи Валентином Феликсовичем). Они с большой любовью заботились о нем (как пишет своему сыну архиепископ) и терпеливо разделяли все тяготы 3хмесячной ссылки. Вернувшегося в Енисейск епископа Луку отправляют еще дальше, в Туруханск, но монахиням сопровождать его запрещают, он уезжает один.

А 16 мая 1923 года Иверский храм женского монастыря отдают под детскую колонию юных преступников. В 1936 году в нем размещают клуб, здесь же проходят голосования. В 1937г. был расстрелян последний священник Иверского монастыря иерей Иоанн Вазингер. Позднее здание Иверской церкви было общежитием Енисейского педучилища, на первом этаже располагался спортзал, на втором – библиотека. Игуменский корпус был передан средней школе №3. Затем училище в Иверском храме сменяет народный театр. При нем был организован хор, в который ходила молодая, еще только будущая прихожанка. Через несколько лет она пришла во вновь открывший христианам свои двери Иверский храм и рассказала, что однажды в театре на репетиции у нее резко осел и пропал голос, ничего не понимая, растерялась и вдруг почувствовала резкую боль в ноге, как будто кто-то сдавил ее сверху. Боль и жар в ноге были настолько невыносимы, что она скинула туфель и бросила его в зал. Позже девушка поняла, что сцена, на которой стоял хор во время пения, это прежний алтарь и стояла она на престоле. Больше в хоре она не пела.

После театра здание вновь стало храмом Божиим, монастырь стал подниматься из руин. В 1998г. в открывшийся женский монастырь приезжает настоятельница Варвара. Началось восстановление женской обители, всех построек монастыря. Сколько притеснений со стороны властей пришлось ей перенести, знает только она. Сколько трудов было вложено, не перечесть. Теперь все в монастыре свидетельствует о ее неустанной работе. В 2000г., по благословению архиепископа Антония, Воскресенский храм был передан женскому монастырю на восстановление. С 2002г. в нем ведутся летние воскресные службы, продолжаются работы в часовне на территории храма. В этом же году в Иверский храм пришел отец Александр Постанчук. В 2009г., на пасхальную седмицу архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний благословил матушку Олимпиаду на настоятельство женского монастыря. Монастырь живет и здравствует, помолимся же и мы о его процветании!

***

Документы сообщают, что в 1666г. стольником и воеводой Кириллом Яковлевым был воздвигнут “выше старого Енисейского острогу новый острог за речкой Мельничною кругом посаду, вдоль речного берега острогу 139 сажен, да башни проезжие, да башни сторожевые”. Там же отмечено, что ограда Христорождественского монастыря была соединена с новым, “в 6 башен”, острожными стенами посадской застройки Енисейска.

Следовательно, в середине XVII столетия укрепленный монастырь являлся своеобразным сторожевым форпостом на южном направлении от Енисейска.

Но не будем забывать, что монастырь всегда является и форпостом христианского милосердия, чистоты и добродетели.

Елфимова Т.В.

(По материалам книг: Описание Енисейского Иверского девичьего монастыря / Сост. протоиерей Димитрий Евтихиев. –Енисейск: типография М.А.Абалакова, 1887; Иверский христианский монастырь / Ред.-сост. В.И Царев. – Красноярск: АО БИЗНЕСПРЕССИНФОРМ, 1994; Енисейск православный / Сост. протоиерей Г.Фаст. – Красноярск: Енисейский благовест, 1994.)

Назад

Биография матушки Варвары, настоятельницы женского Свято-Иверского монастыря

По признанию матушки Олимпиады, нынешней настоятельницы монастыря, везде, где ни глянешь, везде труды матушки Варвары, работы ее рук повсюду.

Родилась матушка Варвара в большой и очень верующей семье в столице Сибири, г. Новосибирске. Монастыря там не было и в 20 лет она пошла работать при храме. Когда рукоположили архимандрита Серафима, матушка вместе с ним и сестрами поехала восстанавливать церкви. Батюшку направляли именно в те приходы, где требовалось восстановить храм, собрать приход. На это у него было словно Божье благословение. Приходилось очень тяжело в то время, когда только-только сменилась власть, а неверующих и отвыкших от церкви - большинство. Требовалось много труда и стойкости, как физической, так и моральной.

После матушка отправляется в Горницкий женский монастырь в Иерусалиме, где проводит в молитвах 3 года. Затем живет полгода в Благовещенске и в 1998г. прибывает в Енисейск для восстановления женского монастыря. Вместе с тремя сестрами настоятельница Варвара приступает к ремонту и приведению в порядок Иверского храма. Передали его монастырю осенью, в начале октября. А к 26 числу, ко дню престольного праздника, нужно было провести уже первую службу. За неделю – чуть больше требовалось навести порядок. Монахини трудились, не зная отдыха ни днем ни ночью. Пономарь Успенского храма Андрей Дударев вспоминал, когда они пришли помочь вынести стулья и скамейки из храма, где ранее был театр, он ужаснулся, в каком виде его оставили после себя театралы: розетки были вырваны, лампочки выкручены или выдернуты с корнем и т.п.

С Божьей помощью, 26 октября, стараниями сестер, прошла первая, после стольких лет молчания, служба в Иверском храме. Без трудов и молитв матушки Варвары и сестер не так скоро начал бы действовать монастырь. Ее старания не забыты, и все: монахини и прихожане, которых с каждым днем все больше, с благодарностью вспоминают ее. Сейчас матушка освобождена от обязанностей настоятельницы и находится на заслуженном покое. Помянем ее в молитвах и пожелаем здравия!

Биография матушки Олимпиады, настоятельницы женского Свято-Иверского монастыря

О монахах и монахинях, постригшимся в юности, когда тело полно сил и перед тобой столько возможностей в миру, можно говорить отдельно. Господь принимает в любом возрасте, но оставить мирское и выбрать строгую тишину уединения в молодости - подвиг особый. И в этом случае потрудиться в монастырях можно в полную силу. Молодая монахиня подобна юной березке, ее можно согнуть, не ломая, она воспримет окружающее быстрее и живее. Монахиня более зрелая подобна выросшему, сформировавшемуся дереву, его согнуть гораздо тяжелее, и надо не сломать его, здесь будет больше своеволия.

Матушка Олимпиада начала ходить в Успенский храм г.Енисейска школьницей, хотя крещена была с малых лет. Особенно привлекали проповеди протоиерея Геннадия Фаста. Приезжая специально к ним, девушка впитывала Слово Божее. Рассказы батюшки о гонениях на Церковь Православную врезались в память. Матушка училась в 10 классе, когда отправилась вместе с семьей постоять на пасхальной праздничной службе. Встала в храме в первых рядах и не смогла уйти, как ни уговаривали ее родители и бабушка. Возвращалась со службы утром она одна. Все остальное стало неважным, настолько Литургия охватила ее. И весь оставшийся день будущая монахиня была радостна и светла, и спать не хотела совершенно. Так открылась Божья благодать.

В 1998г. будущая настоятельница монастыря заканчивает Лесосибирское медучилище. На этом жизнь в миру для нее заканчивается и открывается монашеская в женском Благовещенском монастыре г. Красноярска. Именно там она начала петь на клиросе. Отец Серафим при пострижении нарек ее Олимпиадой, что значит “воспевающая небо”. После 4 лет, по благословению владыки, матушка в числе пяти сестер была направлена в Вознесенский храм с.Кочергино. Он реставрировался, поэтому служили в домовой церкви. Три года сестры служили в здании бывшей конторы, где прихожанок было всего трое. В 2005г. храм Вознесения был освящен. А через 2 года, осенью, матушка прибыла в родной Енисейск в женский Свято-Иверский монастырь. И снова же через два года, в 2009г., на празднование Иверской Иконы Божьей Матери, матушка получила назначение быть настоятельницей монастыря. Приняла она эту должность от матушки Варвары, большой подвижнице монастыря, чьими силами он был восстановлен.

Из книг матушка отдает предпочтение трудам Иоанна Кронштадского (“Моя жизнь во Христе”), настольные книги – Аввы Дорофея “Настольная книга монаха” и святителя Игнатия Брянчанинова “Приношение современному монашеству”.

Вдумчивая, внимательная ко всем, матушка Олимпиада заслужила любовь и уважение всех прихожан Иверского храма.

Назад

Используются технологии uCoz