буквица
ГЛАВНАЯ

CЛОВАРИК КАТЕХИЗАТОРА:

КАТЕХИЗАЦИЯ

КРЕЩЕНИЕ

МИРОПОМАЗАНИЕ

ОГЛАШЕНИЕ

ПОГРУЖЕНИЕ

ПОКАЯНИЕ

СИМВОЛ ВЕРЫ

УКАЗ О КАТЕХИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАШЕЙ ЕПАРХИИ

Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Антоний, Архиепископ Красноярский и Енисейский, издал указ (№633 от 10 мая 2010 г.) о катехизаторской деятельности в нашей епархии:

"От сего дня всем настоятелям монастырей и храмов Красноярской Епархии приступить к организации при храмах Катехизаторских курсов, возглавляемых или самими о. о. Благочинными, или назначенными ими священниками, а также помощниками из прихожан, для чего до 1 августа составить списки желающих проходить катехизацию для представления о. Благочинному, а затем о. о. Благочинными в Епархиальное управление для Моего сведения. Приобретение пособий по катехизации необходимо осуществить через Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата."

В каждом Благочинии определяется главный катехизаторский храм Благочиния.

В Енисейском Благочинии, согласно указа №673 от 19 мая с. г., главным катехизаторским храмом Енисейского Благочиния именуется Успенский Кафедральный Собор г. Енисейска.

Во исполнение этого указа Его Высокопреосвященство Архиепископ Антоний распорядился (распоряжение №648 от 19 мая с.г.) в отношении Благочинного Енисейского Благочиния, Настоятеля Успенского Собора г. Енисейска протоиерея Геннадия Фаста:

"Во исполнение Моего Указа о статусе Успенского Собора г. Енисейска – главного катехизаторского по данному Благочинию, вменяю Вам в обязанность быть ответственным за проведение бесед по катехизации в сем храме и по всем храмам Енисейского Благочиния священниками их, обязанными в процессе занятий докладывать Вашему Высокопреподобию о достигнутых успехах, о чем, соответственно, Вы обязаны докладывать непосредственно Мне".


Из доклада Высокопреосвященнейшего Викентия, Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, председателя I направления Рождественских чтений "Катехизация и таинства Церкви", на закрытии Рождественских чтений.

За последние 20 лет во многих регионах нашего Отечества, относящихся к канонической территории Русской Православной Церкви, большое число людей приняло Таинство Крещения без оглашения. Около 80% населения страны заявляют о себе как о православных, но более 70% из них, продолжают оставаться нецерковными людьми по образу жизни и мировоззрению.

По ряду объективных причин в начале 90-х годов прошлого века Церковь была не готова к катехизаторскому делу в необходимом масштабе. Но во второй половине 90-х годов и поныне, когда поток желающих креститься значительно снизился, а процент воцерковляющихся возрос незначительно, всем стало ясно, что без должной огласительной подготовки крестить взрослых людей нельзя. Чтобы новопросвещеные привились к Церкви, стали её живыми членами и приносили плод богоугодной жизни, необходима их практическая подготовка.

Крещение -это Таинство, подающее Божественную благодать, которая должна быть свободно и сознательно усвоена. Если же у крещаемого нет намерения жить по-христиански, то есть понуждать себя к исполнению заповедей Евангелия, «вода остается водою» (свт. Григорий Нисский), «ибо не рождает Дух воли не хотящей» (прп. Максим Исповедник). Таинства сами по себе, без встречного движения свободной воли человека, остаются невоспринятым Божиим даром.

Все канонические нормы, касающиеся подготовки к таинству Крещения, говорят о важности изучения веры и отнюдь не могут рассматриваться как утратившие свою актуальность сегодня. Игнорирование традиционного взгляда Церкви на необходимость подготовительного периода перед Крещением, на практике приводит к распространению формализма, обрядоверия и обмирщения.

Крещенные без оглашения люди, как правило, не знают основ церковного вероучения, Заповедей Божьих, Символа веры, не знакомы с Евангелием и не имеют мотивации к воцерковлению. Такие люди не знают сущности и содержания данных ими крещальных обетов и того, какая ответственность возлагается на них как христиан, членов Церкви.

Знать свою веру и обретать жизнь по вере - это священный долг каждого крещеного человека, его христианское призвание.

Широко распространенная и давно усвоенная Церковью практика крещения младенцев также не должна носить формальный характер. Церковь учит, что мы крестим детей по вере их родителей и восприемников. Таким образом, соответствующее научение должны пройти родители и восприемники, на которых Церковь возлагает обязанность церковного воспитания крещеных детей. Это дает дополнительную возможность познакомить с православной верой взрослых людей, ранее принявших крещение без подготовки.

Хотя в настоящее время практика предкрещальной катехизации получает все более широкое распространение, она отнюдь не стала повсеместной и общеобязательной. 10-15 минутные беседы, порой совершаемые непосредственно перед Таинством Крещения, или комментарии священника во время совершения чинопоследования Крещения, никак нельзя признать достаточными для введения крещаемого в сознательную церковную жизнь.

Сегодня нужна гибкая и дифференцированная система подготовки людей ко Крещению и многоуровневая, различная по формам катехизация после него, с учётом духовного состояния людей, их возраста и социальной принадлежности.

Работа секций I направления Рождественских чтений «Катехизация и таинства Церкви» показала, что при целостном подходе к катехизации, можно выделить несколько основных задач:

  1. приобщение к церковному вероучительному знанию;
  2. приобщение к опыту церковной жизни (молитвенно-евхаристическая жизнь, духовное руководство, пост, милостыня, духовное чтение);
  3. приобщение к общинноустроительной жизни прихода;
  4. побуждение к устроению собственной жизни по Заповедям Божьим в церковном укладе.

Анализ успешного опыта работы современных катехизаторов позволяет выделить основные направления, формы и методы катехизаторской деятельности, которые могли бы получить широкое распространение, определить степень применимости различных методик оглашения в конкретных приходских условиях и избежать ошибок и крайностей.

Желательной нормой оглашения, по имеющемуся сегодня опыту, следует считать проведение цикла тематических бесед, ориентирующих их в основах церковной жизни, в сочетании с самостоятельным чтением Евангелия, обретением опыта личной молитвы и посильным участием в литургической и церковно-общинной жизни прихода, а также проведение священником индивидуальной предкрещальной исповедальной беседы. Длительность и интенсивность огласительной подготовки может быть различной. Ориентиром может стать срок - 40 дней.

В каждом конкретном случае условия подготовки к Таинству крещения должны определяться священником с пастырской любовью и рассудительностью, Подобные беседы следует предлагать также тем, кто, будучи крещен ранее, хочет получить необходимое наставление в вере.

Таинства и обряды Церкви, в которых участвуют новоначальные христиане, желательно сопровождать своевременным катехизическим пояснением.

Важно создавать условия, содействующие активному и сознательному участию в богослужении как оглашаемых, так и крещеных христиан. Это могут быть пояснения или проповедь священника; распространение просветительских листков; предоставление молящимся отдельных текстов богослужения.

Целесообразно, привлекая церковно-опытных, образованных, благочестивых мирян, учреждать в храмах консультативную службу в субботние, воскресные и праздничные дни, что позволяет осуществлять миссионерско-катехизаторскую работу с заходящими в храм малоцерковными людьми.

Необходимо организовать работу епархиальных и приходских библиотек по подбору и популяризации катехизической литературы, проведение конференций и выставок, посвященных развитию катехизации в Русской Православной Церкви.

В большинстве епархий возрастает количество воскресных школ для детей, повышается качество их работы. Важно отметить, что основная задача воскресной школы - помочь детям воцерковиться, обрести доверие и любовь к Богу и Церкви. Подлинным критерием успешности работы воскресной школы является не столько объем переданных знаний, сколько реальное воцерковление детей, их участие в Таинствах Церкви. Заслуживают одобрения действия руководителей воскресных школ, привлекающих благочестивых способных людей, для организации при школе различных кружков, студий, паломнических поездок, лагерей. Дети и подростки, посещающие воскресную школу, должны также приобщаться к реальному участию в жизни прихода и, по возможности, к социальной и благотворительной деятельности.

В настоящее время назрела необходимость в повсеместном создании церковно-приходских (воскресных) школ для взрослых, которые позволят взрослым расширить и углубить знания основ православной веры.

Следует одобрить возникновение и развитие комплексных программ, направленных на содействие воцерковлению молодых людей.

Основными направлениями такой работы являются:

  1. расширение просветительской работы со студенческой молодежью;
  2. создание молодежной внебогослужебной среды общения, обучения и творческого развития;
  3. постепенное введение человека в литургическую, богослужебную, церковно-дисциплинарную и приходскую жизнь;
  4. развитие добровольческого православного движения;
  5. становление молодежного приходского служения, а так же миссионерско-катехизаторского служения;
  6. подготовка православных молодежных лидеров.

Следует рекомендовать расширение библейской катехизации и изучения Библии при приходах.

Многолетний опыт показывает, что изучение Библии в небольших группах с применением метода обсуждения позволяет участникам глубже понимать Слово Божие и применять его в своей жизни.

Необходимо особо заботиться о церковной грамотности и духовно-нравственном совершенствовании сотрудников храма. Настоятелям рекомендуется организовывать для них проведение духовно-просветительских бесед, направлять их на обучение.

Крайне важна роль правящего архиерея в деле духовного просвещения. От того, как осуществляется и развивается катехизическая деятельность в кафедральном соборе, во многом зависит ее состояние в епархии в целом. Если правящий архиерей совершает Таинство крещения над людьми, прошедшими соответствующую катехизическую подготовку, это становится ориентиром для всех клириков епархии.


КАТЕХИЗАЦИЯ тж. ОГЛАШЕНИЕ.

Установление древней Церкви, имеющее целью "оглашение", и "просвещение" – и вообще приготовление желающих принять креще-ние. "Оглашенными" назывались те, которые, происходя из иудейства и язычества, жела-ли перейти в христианство, для чего они некоторое время к этому приготовлялись, будучи ознакомляемы с христианскими истинами. Основанием катехизации были слова Христовы: "научите народы", прежде чем, конечно, их крестить. На первых порах, в виду непосредственного учения апостолами, катехизация отсутствовала, но уже во 2 веке является вполне развитой, но временем расцвета считается период с 300-500 гг. С получением свободы христианства, условия принятия в него делаются более строгими ввиду того, что и христианская религия делается религией государственной. Уже принятые в христианское общество, оглашенные во многом отличались от "верных" (они должны были стоять только в преддверии храма, присутствовали в нем до литургии "верных" и др.).

Священное Писание и правила святых отцов прямо и косвенно убеждают нас, что без оглашения неприготовленный не должен допускаться к таинству святого крещения. «Кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего... Никто посторонний не должен есть святыни; поселившийся у священника и наемник не должен есть святыни» – Лев. 22:10; «посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» – 1 Кор. 11:27-31; «и когда надобно переносить скинию, пусть поднимают её левиты, и когда надобно остановиться скинии, пусть ставят её левиты; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти» – Числ. 1:51, 18:7; «из посторонних никто не смел приступать и великий страх объял всю церковь и всех слышавших это» – Деян. 5:13. «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» – 2 Кор. 6:14, верные и неверные отделяются как свет от тьмы (Быт. 1:4).

И если кто в стадии оглашенного согрешит, отлучается от крещения ещё на три года, «Оглашенный, входящий в церковь, и стоящий в чине оглашенных, обличен быв во грехе, если сопричислен был преклоняющим колена, да низведется в разряд слушающих писа-ния, престав от греха. Если же и пребывая между слушающими согрешит: да изгонится из церкви» Неокес. 5; «Относительно оглашенных и отпадших, угодно святому и великому Собору, чтобы они три года только были между слушающими Писания, а потом моли-лись с оглашенными» I Всел. собор 14; «Крещаемым должно изучать веру, и в пятый день седмицы давать ответ епископу, или пресвитерам» Лаод. 46; «Если же некие, будучи оглашенными, подвергнутые отлучению, в наказание за грехопадения, потом приближаются к смерти: то да крещаются, и да не отходят от жизни сей без причастия благодати, то есть без приобщения Святых Тайн. Ибо кажется и сие согласно с уставами Церкви» Кирил. 5; «а сыны Царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» – Мф. 8:12; «кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» – Иоан. 15:6; «внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас» – 1 Кор. 5:13, «если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» – Мф. 18:17; «умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» – Рим. 16:17; «если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его» – 2 Фес. 3:14.

Житие св. мч. Севастьяна (18 декабря, стр. 491): «После всего иерей спросил (крещаемого Хроматия): «Отрекаешься ли от всех грехов твоих». Он же сказал иерею: «О сем нужно было в начале спросить меня: я облекуся снова в мои одежды и не приму святого крещения до тех пор, пока не отрекусь от грехов моих: примирюсь с тем, с кем имел вражду и возлюблю тех, на кого гневался, кто же на меня гневается, у тех попрошу прощения, должникам моим прощу все мои долги, если же сам я у кого взял что-либо силой, тому возвращу сугубо. После смерти моей жены я имел двух наложниц, их отдам замуж, награ-див брачными дарами, освобожу рабов и рабынь, устрою по воле Бога мои все служебные и домашние дела и тогда скажу с дерзновением: “Отрекаюсь от всех грехов моих и приму святое крещение”». Святым угодны были сии слова Хроматия и крещение было отложено до того времени, когда он исполнил все, обещанное им».

Назад

ПОГРУЖЕНИЕ

Для того, чтобы человек мог сказать, что он крещён, необходимо, чтобы у него была вера во Христа, как в Искупителя своего и Спасителя, и троекратное ПОГРУЖЕНИЕ в воду руками истинного священника. «Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном ПОГРУЖЕНИИ тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, УМИРАЕТ для жизни плотской, греховной, и ВОЗРОЖДАЕТСЯ от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Так как Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то это Таинство не повторяется» Православный катехизис.

Одна вера и желание человека покреститься недостаточны. Нужна благодатная сила, которая осуществила бы духовное рождение человека. Эта благодатная сила проникает в человека во время его ПОГРУЖЕНИЯ в воду при Крещении. «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её, очистив банею водною посредством слова» – Еф. 5:25-26, «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» – Тит. 3:4-6, «Крещение... СПАСАЕТ» – 1 Петр. 3:21, «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» – Гал. 3:27.

Умерши на кресте, Господь Спаситель вознес грехи наши на крест и стал Очищением наших грехов. Кто крестится, тот ПОГРУЖАЕТСЯ в смерть Христову и в очистительную силу Его крестных страданий. Эта сила уничтожает всякий грех, так что и следов его не остается. Здесь бывает нечто подобное ПОГРУЖЕНИЮ дорогого сплава в химический раствор, который съедает все дешёвые и ненужные примеси и оставляет одно чистое золото.

«Великое Таинство Крещения совершается тремя ПОГРУЖЕНИЯМИ и тремя призываниями, чтобы и образ смерти отпечатлелся в нас, и просветились души крещаемых через предание им боговедения» св. Василий Великий.

«Крещаемый при ПОГРУЖЕНИИ становится не только лицом на восток, но и должен быть весь наг», – говорит Симеон Солунский. «Тогда Крещаемый ВВОДИТСЯ в воду весь нагий, как и родился, и как был создан». Св. Дионисий говорит: «Священноначальник, стоя над ним (крещаемым), при возглашении его имени трижды ПОГРУЖАЕТ его в воде, призывая три ипостаси Божества при троек¬ратном ПОГРУЖЕНИИ и возвождении крещаемого из воды». Выходящего из воды одевали во всю белую одежду.

1. ПОГРУЖЕНИЕ – заповедь Христа. «Научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» – Мф. 28:19. Слово «крестя» по-гречески «баптизантес», что означает «ПОГРУЖАЯ». Всюду, где стоит слово «крестить», в греческом оригинале стоит слово «ПОГРУЖАТЬ». На вопрос не желающих крестить полным погружением: где же в Священном Писании говорится, что именно полным погружением нужно крестить, ответ самый точный: везде, где стоит слово «крещение», «крестить» – ставь слово «погружение», «погружать». Такой перевод дан на всех языках мира. И только в русском и славянс¬ком языках слово «крещение» подчеркивает духов¬ный смысл от слова «крест», приготовиться страдать.

2. ПОГРУЖЕНИЕ СИМВОЛ ПОГРЕБЕНИЯ. «Мы погреблись с Ним крещением в смерть» – Рим. 6:4. Погребение во всех народах означает сокрытие с глаз. Если тело остается на виду, не скрыто в земле, зна¬чит, человек не погребён. Если человек не скрывает¬ся весь в воде, он не погребён, НЕ КРЕЩЁН. Крещение обозначает тридневное пребывание Хрис¬та во гробе.

Кирилл Иерусалимский во 2-м тайноводственном слове в этом смысле растолковывает этот стих Рим. 6:4: «В ПОГРУЖЕНИИ, как в ночи, ничего не видно, а при изникновении ИЗ ВОДЫ снова как бы стали пребывать во дни»

Всецелое погружение в Духа Святого. Всецелое погружение в воде – всецелая отдача себя Христу. Внешний обряд отображает внутреннее духовное состояние. Неполное погружение отражает неполную отдачу Христу; хотя в отдельном случае может быть, что человек, всецело отдаваясь Христу, принимает неполное погружение (отсутствие возможности или отсутствие научения, не знал). «Если кто в болезни просвещен крещением, то не может произведен быти во пресвитера: ибо вера его не от произволения, но от нужды; разве токмо ради после открывшияся добродетели и веры, и ради скудости в людях достойных» – Неок. 12: обливанцев (в болезни) – не возводить в пресвитеры.

3. Каноны. «Если кто епископ, или пресвитер, совершит не три ПОГРУЖЕНИЯ... да будет извержен» Апостольские правила 49, 50.

4. Отцы церкви. Св. Василий Великий: «Великое Таинство крещения совершается тремя ПОГРУЖЕНИЯМИ и равным им по числу призываниями Отца, Сына и Святого Духа, чтобы и образ смерти Христовой отпечатлелся в нас, и просветились души крещаемых через преподание им боговедения». (Богословские труды. Москва, т. 10, стр. 142-145) и «О Святом Духе». Гл. 27. Св. Иоанн Златоуст в 9 томе в толковании на Деян. 10:10 объясняет троекратное поднимание сосуда в виде полотна с животными, птицами, пресмыкающимися, что это означает троекратное ПОГРУЖЕНИЕ крещаемого в воде.

Тертуллиан: «Трижды ПОГРУЖАЕМСЯ, как Господь определил в Евангелии» («О венке воина», гл. 3). и в «Крещении» о троекратном ПОГРУЖЕНИИ

Послание ап. Варнавы (написано не им, но текст древнейший, со 2-го века): «Мы ВХОДИМ в воду, отмеченные грехами и нечистотами. Выходим же из воды, плодоносящими в сердце». Глава 11. Климент Александрийский: Педалион. кн. 3, гл. 1.

Апостольские постановления (3 век) кн. 7, гл 16. «Потом... Епископ или подчиненный тебе пресви¬тер, произнося над ними поименно священное призывание Отца и Сына и Святого Духа, ПОГРУЗИ их в воде». Иоанн Златоуст, Беседа 25 на Иоанна: «Когда мы ПОГРУЖАЕМ свои головы в воде, как бы во гробе, вместе с тем погребается ветхий че¬ловек... потом, когда мы восклоняемся, ВЫХОДИТ новый человек».

Григорий Нисский, «Слово на Крещение Господ¬не»: «Как Спаситель был сокрыт в земле, так и мы скрываемся в воде... троекратным ПОГРУЖЕНИ¬ЕМ в оную». Митрополит Киприан – 14 век: «Кре¬щение же святое творити тако: НЕ ОБЛИВАТЬ водой, как ЛАТИНЯНЕ делают, но ПОГРУЖАТЬ в реке или в сосуде чистом, установленном на сие» (письмо к Афанасию).

5. ТРЕБНИК: «Крещается раб Божий... во имя Отца, Аминь, и Сына, Аминь, и Святого Духа, Аминь. На каждом приглашении НИЗВОДЯ его и ВОЗВОДЯ (из воды).» (М. 1979, 51 стр. «Наст. кн. св.» том 4, стр. 229-232) говорится чётко о ПОГРУЖЕНИИ крещаемого. Москва. 1985 г. «Спогребение Христу внешним образом вы¬ражается ПОГРУЖЕНИЕМ крещаемого в воду... ПОГРУЖАЯСЬ, мы как бы скрываемся от мира и перестаем для него существовать... ВЫХОДЯ ИЗ ВОДЫ, мы воскресаем...» «Настольная книга», т. 5, стр. 250. М. 1986 г.

Древний текст «Учение 12 Апостолов» Дидахи, гл. 7 (II в.): «Что же касается крещения, то крести¬те так: прежде провозгласите всё это (т. е. всему научив), крестите в живой воде (т.е. в протекающей, в реке) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если же нет живой воды, крести в другой воде: если не може¬те в холодной, то в тёплой. ЕСЛИ НЕТ ни той ни другой: возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына, и Святого Духа».

Крещение ПОГРУЖЕНИЕМ – основная практика с начала христианства и до 12 века и на Востоке и на Западе. Обливание же допускается исключительно, как толь¬ко при полной невозможности погрузить человека полностью в воде – это было как крайняя мера вы¬нужденности при нахождении в тюрьме, в лагере, в плену, болезнь на смертном одре.Назад

ОГЛАШЕНИЕ

Господь Иисус Христос после Своего воскресения из мёртвых, явившись Своим ученикам, сказал: «Идите... научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам".

Поэтому изначально христианскому крещению всегда предшествовало так называемое оглашение, то есть ознакомление с верой. Этот период ОГЛАШЕНИЯ в древности продолжался от трёх до пяти лет. Христианин, по вере принявший Крещение, сознавая не только умом, но и всем своим существом, что в этом Таинстве он обретает новое, доселе неведомое ему понимание жизни, вступает в абсолютно новые отношения с миром, подготавливался к этому вхождению в жизнь Церкви через участие в христианских богослужениях и беседах об истинах веры и таинствах церковных.

Назад

КРЕЩЕНИЕ

КРЕЩЕНИЕ (см. тж. ПОГРУЖЕНИЕ) есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Св. Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. “Если кто не родится от воды и Духа, сказал Господь, не может войти в царствие Божие” (Ин 3:5).

Иисус Христос, Единородный Сын Божий, пришёл в мир для того, чтобы уничтожить грех и дать человеку вечную, радостную жизнь в Царстве Небесном. Духовное возрождение начинается верой человека в Иисуса Христа, желанием избавиться от насилия греха, соединённое со стремлением жить по воле Божией. Господь Иисус Христос это возрождение ещё уподобил воскресению из мертвых, говоря: «Наступает время, и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и услышав оживут» – Иоан. 5:25.

Но одна вера и желание человека недостаточны. Нужна благодатная сила, которая осуществила бы духовное рождение человека. Эта благодатная сила проникает в человека во время его ПОГРУЖЕНИЯ в воду при Крещении. «Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её, очистив банею водною посредством слова» – Еф. 5:25-26, «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» – Тит. 3:4-6, «Крещение... СПАСАЕТ» – 1 Петр. 3:21, «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» – Гал. 3:27.

Господь Иисус Христос установил Таинство Крещения после Своего воскресения из мёртвых, когда, явившись Своим ученикам, сказал им: «Идите... научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам... Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осуждён будет» – Матф. 28:19-20, Марк. 16:16. Следуя этому повелению Спасителя, Апостолы всюду, куда приходили, проповедовали веру в Иисуса Христа и крестили уверовавших. Первое массовое крещение было совершено в день сошествия Святого Духа на Апостолов, когда после проповеди Ап. Петра слушатели спрашивали, что им делать, чтобы спастись? Ап. Петр сказал им: «Покайтесь, и да КРЕСТИТСЯ каждый из вас во имя Иисуса Христа ДЛЯ ПРОЩЕНИЯ ГРЕХОВ; и получите дар Святого Духа» Деян. 2:37-38.

«Мы, крестившиеся в Иисуса Христа, в смерть Его крестились... мы погреблись с Ним Крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» – Рим. 6:3-4.

Умерши на кресте, Господь Спаситель вознес грехи наши на крест и стал Очищением наших грехов. Кто крестится, тот ПОГРУЖАЕТСЯ в смерть Христову и в очистительную силу Его крестных страданий. Эта сила уничтожает всякий грех, так что и следов его не остается. Здесь бывает нечто подобное ПОГРУЖЕНИЮ дорогого сплава в химический раствор, который съедает все дешёвые и ненужные примеси и оставляет одно чистое золото.

Человек, очищенный от греха, освобождается от его насилия и получает свободу для духовного образа жизни. В Св. Писании, в Библии духовное рождение называется ещё «первым воскресением», в отличие от «второго» – физического, которое произойдёт перед концом мира. «Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение» – Откр. 20:5. Крещёный становится возлюбленным чадом Божиим, усыновленным Ему благодатью Христовой. Это не значит, что в крещении человек автоматически освобождается от всех соблазнов и от духовной борьбы. Духовный подвиг неизбежен, пока человек находится в этом мире, полном соблазнов. Разница между крещёным и некрещёным заключается в том, что некрещёный порабощен грехом, не имеет сил бороться с ним, а крещёный освобождён от рабства греху и получает помощь бороться с соблазнами.

Христианину важно понять, что, преодолевая искушения, он нравственно совершенствуется, духовно растёт и крепнет. В этом заключается необходимость личного подвига. Если бы не существовало борьбы, то не существовало бы и праведников. Но в борьбе с соблазнами он не одинок: он получает великую помощь от Духа Святого в Таинстве миропомазания, которое обычно совершается сразу после Крещения.

В Крещении человек очищается от греховной скверны, освобождается от рабства страстям и рождается для духовной жизни. Крещение обладает такой силой, что оно совершается лишь однажды, хотя бы после Крещения жизнь человека и не соответствовала высокому христианскому званию. С этой точки зрения, Крещение можно уподобить духовной лампаде, зажженной Духом Святым в сердце человека. Огонь этой лампады может то усиливаться, то меркнуть, но никогда полностью не гаснет. Главнейшей нашей задачей является разжечь благодатный огонь в яркое пламя.

Необходимость Таинства Крещения тесно связана с присутствием греховной порчи в человеке. Человек появляется на свет с природой, уже повреждённой грехом. С годами грех, как некое злокачественное растение, растёт и усиливается в человеке и этим всё больше и больше порабощает его. Так жизнь каждого человека в отдельности и всего человеческого общества оказывается отравленной грехом. От греха происходят все человеческие бедствия: преступления, страдания, обиды, насилия, болезни, физическая и, главное, духовная смерть. Все потомки Адама рождаются во грехе; «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» – Пс. 50:7, «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» – Иов. 14:4. «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» – 1 Кор. 7:14. В Крещении же грехи омываются, прощаются: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» – Деян. 2:38, «Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» – Деян. 22:16.

Крещение спасает, «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» – 1 Петр. 3:21-22.

Крещение прообразовано обрезанием: «Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рождённый в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рождённый в доме твоём и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой» – Быт. 17:12-14. «В Нём вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мёртвых» – Кол. 2:11-12.

Потому и крестят детей: . «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» – Деян. 2:39, «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» – 1 Кор. 6:11, «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» – 1 Кор. 12:13, «он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой» – Деян. 11:14, «Когда же крестилась она и домашние её» – Деян. 16:15. О необходимости Крещения детей учили Климент Александрийский, Григорий Богослов, Ориген, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, блаж. Августин, блаж. Феодорит, Дионисий Ареопагит, Ириней Лионский и многие другие отцы Вселенской Церкви.

Вся жизнь Церкви как в те времена, так и поныне коренится в той новой жизни, которая воссияла из гроба на рассвете первого дня недели, первого дня нового Творения (Мф. 28:1). «Тайна Крещения есть дверь Божией благодати. Если не крестимся, даже Кровь Сына Божия не спасает нас. Если же крестимся, получаем оставление грехов, становимся призванными ко всему закону христианскому, в особенности к благоговейному Причащению Тела и Крови Христовой под видом хлеба и вина» св. Димитрий Ростовский.

«Во-первьгх, это Таинство уничтожает все грехи: в младенцах первородный, во взрослых и первородный и произвольный; во-вторых, воссозидает человека и возвращает ему ту праведность, которую он имел в состоянии невинности и безгрешности» Православное исповедание.

«Если кто и добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдёт в Царство Небесное» св. Кирилл Иерусалимский. «Никто не входит в Царство Небесное иначе, как только через Таинство Крещения» св. Амвросий Медиоланский. «Вы должны познать, каким путём можно достичь отпущения грехов и получить надежду наследия благ обетованных. Другого пути к этому нет, кроме того, чтобы, познав Христа и омывшись Крещением во оставление грехов, начать потом жить безгрешно» Иустин Философ.

«Пришёл Господь и ту славу и свет, какие погубил Адам преступлением Заповеди, возвратил ему Крещением» Ефрем Сирии.

«Великая вещь – Крещение: есть пленных искупление, грехов отпущение, смерть греха, возрождение души, одежда светлая, святая, нерушимая печать, колесница на Небо, утешение райское, ходатайство Царствия, дар усыновления. Так как человек состоит из души и тела, то и очищение двояко: бестелесное для бестелесного, и телесное для тела, – вода очищает тело, а Дух запечатлевает душу, чтобы нам приступить к Богу с сердцем окроплённым и телом, омытым чистою водой» св. Кирилл Иерусалимский.

«Что для Христа Господа были Крест и гроб, то для крещаемьх и есть Крещение; и как Христос умер Плотию и воскрес, так и мы умираем греху и воскресаем для добродетели силою Божией» Симеон Новый Богослов.

«Не презирай врачевства заклинания (пред Крещением): не ропщи на его продолжительность, и это есть испытание искренности, с какой приступаешь к Крещению» Григорий Богослов.

«Отрекаюсь сатаны и всех дел его». Каких дел? Блуда, прелюбодеяния, нечистоты, лжи, воровства, зависти, гадания, ворожбы, раздражительности, гнева, хулы, вражды, ссоры, ревности. Отрекаюсь пьянства, бесовских песен, вызывания духов. Нет и времени перечислять всё. Отрекаемся всего, именуемого худым, что ненавидит Бог» Ефрем Сирин.

«Когда мы крещаемся, душа наша, очищенная Духом, делается светлее солнца, и мы не только бываем способны смотреть на Славу Божию, но ещё и сами получаем от неё некоторое сияние. Как чистое серебро, лежащее под солнечными лучами... так и душа, очищенная Духом Божиим, принимает лучи от Славы Духа и отражает их в себе» Иоанн Златоуст.

«Крещение принявшие в младенчестве и НЕДОСТОЙНО прожившие всю жизнь, будут иметь большее осуждение, чем некрещёные, как поругавшие... святую одежду Христову» Симеон Новый Богослов.

«Крещение на нашем (русском) языке созвучно с крестом. Счастливое созвучие! Ибо хотя видимое действие Крещения есть погружение, но существо его есть сораспятие Христу на внутреннем, духовном кресте» еп. Феофан Затворник.

«Христианин, помни обеты, данные не человеку, но Богу при святом Крещении. Страшно солгать Богу! Бог поругаем не бывает. Взыщет Он с тебя обеты твои, когда позовёт тебя к Себе на Суд. Там ты увидишь, кому ты солгал, не сохранив обетов своих. Вспомни их ныне и покайся, и твори дела, достойные твоих обетов. Чтобы не с ложью явиться на Суд и не разделить участь со лживыми... Должен христианин, как обновившийся Божией благодатью, к лучшему стремиться, расти во Христе и приходить «в мужа совершенного» – Еф. 4:13. Но он в худшее впадает и делается злее язычника и идолопоклонника. Такому КРЕЩЕНИЕ БУДЕТ ВО ОБЛИЧЕНИЕ в день Суда Христова, если не покается, и не исправится, и не омоет скверн своих сокрушением сердца и слезами» свт. Тихон Задонский.

«У тебя есть младенец? Не давай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет во младенчестве и с малых ногтей посвящён Духу. Ты боишься печати, по немощи естества, как малодушная и маловерная мать. Но Анна, и до рождения обещала Самуила Богу, и по рождении вскоре посвятила, и воспитала для освященной ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога» Григорий Богослов.

«Не станем... называть детей именами случайными... но именами мужей святых, просиявших добродетелями. Но только на эти имена пусть не надеются ни родители, ни дети, потому что имя без добродетели не приносит никакой пользы» Иоанн Златоуст.

«Уверовавшие в Бога и крестившиеся должны тотчас быть готовыми терпеть искушения, и от своих домашних. Ибо кто не готов к этому, тот при постигшей внезапно опасности, легко приходит в колебание» Василий Великий.

Симеон Солунский именует крещение вторым рождением. Григорий Назианзин крещение называет новым рождением из купели.

«Крещаемый при погружении становится не только лицом на восток, но и должен быть весь наг», – говорит Симеон Солунский. «Тогда Крещаемый ВВОДИТСЯ в воду весь нагий, как и родился, и как был создан». Выходящего из воды одевали во всю белую одежду.

Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «... совлёкся ты одежд ветхих и облёкся в белые». «Потому ты принял белые одежды, чтобы они были знаком того, что ты совлек с себя покрывало грехов и облекся в чистые и белые одежды (оправдания)» св. Амвросий «Новая скрижаль», стр. 379.Назад

МИРОПОМАЗАНИЕ

МИРО, МИРОПОМАЗАНИЕ (Исх 30:25, 1Пар 9:30) — особенный состав из благовонных веществ для священного помазания. В Ветхом Завете оно по повелению Божию составлялось из смирны самоточной, корицы благовонной, тростника благовонного, кассии и елея, или оливкового масла. “И сделай из сего мира для священного помазания масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания”, заповедал Господь Моисею (Исх 30:23-25). Этим миром по повелению Божию были помазаны: во-первых Скиния со всеми принадлежностями ее, а потом Аарон и сыновья его для священного служения Богу. В последующее время помазывались миром не только священники, но и цари и пророки. Господь Иисус называется Христом или Помазанником, потому что Его человечеству безмерно сообщены все дары Святого Духа, и таким образом Ему в высшей степени принадлежит: ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя.

В Православной Церкви с Апостольских времен существует особенное Таинство Миропомазания, в котором верующему при помазании освященным миром частей тела, во имя Св. Духа, подаются дары Св. Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной (1Ин 2:2-27, 2Кор 1:21-22). Освящать св. миро для сего Таинства предоставлено высшим священно начальникам, как преемникам Апостолов, которые сами совершали рукоположение для подаяния даров Св. Духа. При совершении Таинства миропомазания помазуются следующие части тела: чело — в освящение ума или мыслей, перси — в освящение сердца или желаний, очи, уши и уста — в освящение чувств, руки и ноги — в освящение дел и всего поведения Христианина. Св. миро в Православной нашей Церкви освящается в Киеве и Москве, в четверток на Страстной седмице, на Божественной литургии и оттуда доставляется епископам по всем епархиям и через них священникам. Помазанием этим св. миром освящаются у нас подобно ветхозаветной Скинии все наши храмы. Св. миром по примеру ветхозаветной церкви (I Цар 10:1-16, Пс 88:21) помазуются и наши цари на великое дело их царственного служения.Назад

ПОКАЯНИЕ

ПОКАЯНИЕ (Мк 1:4,5, 2Кор 7:10) — есть таинство, в котором верующий при устном исповедании грехов своих пред священником получает чрез него невидимое разрешение грехов от самого Иисуса Христа. Покаяние было отчасти и в ветхозаветной Церкви. Приносившие жертву о своих грехах по закону Моисееву раскаивались в них пред Богом и получали очищение их. Равным образом и приходившие к Иоанну Крестителю для крещения предварительно исповедывали ему грехи свои. Но, как таинство новозаветной Церкви, покаяние установлено самим Иисусом Христом. Сначала Он обещал апостолам даровать власть разрешать грехи: “что вы свяжете на земле, то будет связано на небе: и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе” (Мф 18:18). По воскресении же Своем Он на самом деле даровал им эту власть, когда сказал: “приимите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” (Ин 20:22-23). От кающегося требуется: искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и уверенность в Его милосердии. Кроме того, как приготовительное средство к покаянию, необходимы пост и молитва, которые могут расположить кающегося к сокрушению о грехах и к уверенности в милосердии Божием. Истинно кающиеся могут получить разрешение всех грехов своих, потому что нет такого греха, который превысил бы милосердие Божие. Если же грехи против Духа Святого (упорное отрицание явных обнаружений Божественной силы, крайнее ожесточение сердца и отчаяние) признаются непростительными, то не по недостатку милосердия Божия, а потому что люди впадающие в них, сами, по своему ожесточению и упорству, не способны обратиться к Богу с раскаянием в них.Назад

СИМВОЛ ВЕРЫ

Исповедание основных истин православной христианской веры, со-ставленное святыми отцами, и принятое соборным сознанием Церкви. В настоящее время в Церкви употребляется Никео-цареградский (начинающийся словами: Верую во единаго Бога…"), первая половина которого составлена на Никейском соборе святых отцов 325 г., а вторая на константинопольском 381 г., где оба были соединены в один. Чтение и при-знание этого Символа веры при крещении взрослых требуется непременно, а за крещае-мых младенцев громко читает его восприемник. Назад Назад Назад

НОВОЕ НА САЙТЕ

28.05.10 Сборник проповедей прот. Геннадия Фаста "Великий пост. Страстная седмица"(.doc)

27.05.10 Доклад прот. Геннадия Фаста "Война и мир, или Еще раз о христианском отношении к участию в войне"

27.05.10 О месте проповеди в богослужении. Беседа с прот. Геннадием Фастом

26.05.10 "Священное Писание как опора в самопознании личности"

Используются технологии uCoz