Используются технологии uCoz
буквица
ГЛАВНАЯ

ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ

На вопросы отвечал кандидат богословия протоиерей Геннадий Фаст

Зачем христиане носят крестик?

Какова статистика разводов венчанных браков?

Почему нельзя есть мясо?

В каком порядке нужно ставить свечи?

Почему в Енисейске так много храмов?

Почему курение это грех?

Как выпить и не согрешить?

Что есть грех?

Может ли жена священника исповедоваться у своего мужа?

Церкви строят зря?

Что делать при порче?

Как снять проклятие матери?

Как правильно подготовиться к Причастию?

Почему крестят младенцев?

Как Православие относится к другим религиям

Почему сейчас так много проявлений нетрадиционной ориентации?

Почему православным женщинам многое запрещено?

Что есть послушание?

Почему мы должны быть как дети?

ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ

На вопросы отвечал кандидат богословия протоиерей Геннадий Фаст

Зачем христиане носят крестик?

Для многих крест на шее значит нечто оберега или талисмана, который защищает и охраняет. А что на самом деле значит ношение креста? Почему его носят?

Светлана Козырева,

студентка филфака

Вера христианская в наше время – это что-то запутанное, полумистическое, полуязыческое, полусуеверное, полуправославное.

Крест – это, в первую очередь, распятый Христос. Мы часто увлекаемся самим крестом, забывая о распятом на нем Христе. Наш Спаситель не крест, а Христос. Христос крестом победил дьявола и силу вражию, и всякий грех. Рукописания, бывшие против нас, разодрал. Здесь всегда надо обращать внимание людей на Христа; и нет другого имени, сказано, на земле, данное человекам, через которое надлежало бы нам спастись, кроме имени Иисуса Христа. И мы носим крест именно потому, что веруем в Иисуса Христа, причем распятого. Мы не должны забывать, что именно на кресте Господь искупил наши грехи. Кровь Его, пролитая на кресте, омывает нас от всякого греха. Через крест Господь соделал наше спасение. Главное - живой Христос или вера во Христа; как Илья пророк говорил, жив Бог, перед которым мы стоим. То есть христианин должен чтить, поклоняться, любить и спасаться распятым Христом. И вот поэтому мы носим на себе крест.

С другой стороны, мы верим, что через имя Иисуса Христа, через крест, действует сила Божия, и говорим о силе Честнаго Животворящего Креста. Не в том смысле, что сам крест силен, как, к примеру, у виссарионовцев, которые тоже чтят крест, но им для креста не нужен Христос. У них почитание самому по себе кресту. Говоря о силе Честнаго Животворящего Креста, мы говорим о силе распятого Иисуса Христа, Он спасает нас через крест. Поэтому это не какой не талисман, не оберег, а святыня. Мы верим, что когда мы носим крест, Господь нас оберегает и спасает. Не сам крест, а Господь Бог. Крест как средство, путь спасения, которым Христос спас нас.

Носить крест – это покаяться в своих грехах. Носить крест – это возненавидеть свой грех. Носить крест – это исправиться от греха. Носить крест – это пойти узким и тернистым путем, о котором говорил Христос, что он ведет ко спасению.

А у нас, к сожалению, сложилось вполне языческое, очень распространенное отношение, но оно, скорее, не ведет ко Христу, а запутывает путь ко Христу. Господь говорит, Я есть Путь, Истинная Жизнь. И без креста, конечно, нет никакого спасения, как считают иеговисты, которые внешне изменили форму креста. Мусульмане же, почитая Иисуса Христа, вообще отрицают, что Он был распят на кресте. Такой Иисус уже не есть Спасение.

Есть тут и некая тайна, через Древо Ева согрешила, через Древо Христос нас спасает. И от Древа Жизни прародители были изгнаны, а мы через крест питаемся от него и причащаемся тела и крови Христа, который был распят на кресте.

 

Какова статистика разводов венчанных браков?

Мы с женой венчаны и, конечно, разводиться и не думаем, не для того венчались, просто интересно, есть ли это у других?

Владимир Маслов, машинист топливного отделения

Статистику, скорее всего, может предоставить только епархия, поскольку заявления пишутся епископу. Но многие не делают и этого.

Развенчание - это смертный грех, очень тяжелый, большой, грех. И никакого развенчивания нет. Сейчас существует мнение, что епископ якобы проводит развенчивание. Такого чина, священнодействия, никогда, с апостольских времен, в Церкви не было. В Церкви есть только венчание. А за разрушение брака есть отлучение от Церкви. Виновная сторона отлучается от Церкви, без права когда-либо вступить в церковный брак. Невиновной стороны ситуация может быть рассмотрена и допущен второй брак. Чин второбрачия есть.

В православной Церкви разводов до революции практически не было. Это было даже не редкое явление, их просто почти не было. Разводы начались именно в эпоху безбожия, а сейчас, с 90-х годов, последние двадцать лет количество разводов венчанных браков чрезвычайно высоко. За тысячу лет истории столько не развелось, как за эти двадцать лет. Это факт, на который следует обратить внимание и, естественно, каким-то единым способом, советом, действием, ситуацию не исправишь. Это признак крайней нравственной деградации, падения духовной нравственности, отсутствие страха Божия. Понятия того, что семья, в значительной степени – это секс, это удовлетворение своих потребностей, желаний, это полная неспособность владеть собой, смиряться, жить по евангельским заповедям, которые даны для супругов. Когда женщина внутренне не приемлет мужа как главу, муж, который смотрит на нее, как на конфетку, которая должна его радовать, а семья – ведь это совсем не то.

Поэтому необходима кропотливая, очень большая работа по воспитанию самого сознания семьи. До сегодняшний день в обществе разрушена сама идея семьи. Причем, многими достаточно известными, знаменитыми людьми. Утверждается, что институт семьи устарел. В принципе, это говорил еще Карл Маркс. Во времена революции не баснями были рассказы про одеяло на 40 человек. Просто, в 20ые годы сознание людей было таким, что тогда это не прошло. Люди даже отрекшись от веры, пойдя на революцию, продолжали жить по тем нравственным основам, которые у них были, т.е., по христианским. Поэтому тогда это не прошло. Зато теперь проходит запросто. Поэтому чрезвычайно высока статистика разводов.

Отсюда много выводов, в первую очередь, это необходимость проповеди. Проповедь о святости брака, чтобы люди слышали. Необходимы примеры брака. Думаю, что в наше время было бы вполне оправдано канонизировать святых по признаку святости брака. Есть святые мученики, святые преподобные, т.е. святые монахи, святые чудотворцы, святые князья и епископы, но у нас нет святых супругов. Их очень-очень мало и еще надо разобраться, почему они были канонизированы. Кирилл и Мария – родители Сергия Радонежского, не родись у них его, едва ли кто-нибудь вспомнил о них. Петр и Феврония – князья (он был княжеского роду), не будь он князь, еще вопрос, канонизировали ли их, к тому же они потом приняли монашество. Необходима канонизация по святости семьи. Одним из таких ярчайших примеров является царская семья. Они канонизированы по признаку страстотерпчества и это вполне справедливо. Но если бы была канонизация по принципу святости брака, первыми могли бы быть они. Миру надо явить святую семью.

На одной свадьбе раб божий сказал: “Если сказать – монах, этим в общем-то, никого сильно не удивишь, люди видят монахов, но если сказать – семья, вот этим удивишь”. Примеры святости семьи просто необходимы.

Надо отдать должное Лесосибирскому приходу, нашего благочиния, где сама идея святости семьи была глубоко воспринята настоятелем отцом Андреем Юревичем. Об этом много говорилось и проповедовалось. И есть реальные результаты. Это приход, на котором реально сейчас порядка пятидесяти многодетных семей. У них есть День семьи, есть приходская материальная помощь семей друг другу. Наконец, в храме есть комната матери и ребенка. То есть это тема, которая очень необходима.

И, естественно, недопустимо безоглядное венчание, существование кассы, в которой люди что-то там платят, их записывают, приходит требный батюшка и их венчают. Это совершенно недопустимо, что отмечалось и на международных Рождественских чтениях в Москве в январе-феврале нынешнего года. И предлагалось назначение определенного срока перед венчанием, по образцу ЗАГСа, ведь даже в миру не регистрируют сразу. Тем более венчание это не таинство, где ради страха смертного надо срочно покрестить, это же совсем другое. И мы, на нашем приходе, предлагаем жениху и невесте, если они не воцерковленные, преходящие из мира (но крещенные), пройти огласительные беседы, вместе с крещаемыми. Потому что основы веры, о которых говорится на оглашении, это как раз то, что нужно им. И, конечно же, индивидуальные беседы, касающиеся особенностей венчания брака. Необходима подготовка людей, должна быть исповедь и проверка того, что препятствий браку нет. До революции был так называемый розыск, когда по всем каноническим правилам проверяли, чтобы не было преград. Сейчас препятствий в десять раз больше, а “розыску” нет. В это плане оправдан обычай помолвки, с которого молодые считаются женихом и невестой, и проходят подготовку к браку. Если оба венчающихся воцерковленные, здесь немного иначе, но помолвка – это в любом случае хороший обычай. На Украине он существует и сейчас в православной церкви. Он не новость, и не диковинка. Разделять обручение и венчание сейчас, едва ли есть смысл, но подготовительный период должен быть обязательно, для того, чтобы исправлять показатели статистики в лучшую сторону.

Почему нельзя есть мясо?

В православии есть разные посты, строгие и нестрогие, но почему-то во всех нельзя есть мясо. А почему именно его?

Александр Ващенко, программист

В пост возбраняется вкушение не только мяса, а всей животной пищи. Это и молоко, и масло, и яйцо и все, что из них делается. Человек, исходно, от сотворения мира, существо плодоядное. Животные травоядные, человек – плодоядный. Когда Бог творил человека, животным он дал в пищу растения,траву, а человеку – плоды. То есть в пост, человек возвращается в то первозданное состояние, которое было до грехопадения. И, собственно, вот таким человек должен быть. Ведь вкушение животной пищи, благословляется Богом только Ною, похоже, что все до первой цивилизации, в допотопном человечестве, по крайней мере, людьми из рода Сифа, которые именуются сынами Божими, то есть это благочестивый род, явно не вкушали мясной пищи. Благословение получил лишь Ной. Поэтому здесь скорее можно задать вопрос, а почему мясо можно есть? Вот это вопрос. Почему же его все-таки можно есть? Почему спустя тысячелетие от создания мира Бог все же благословил вкушать мясо?

Потому что ослабела человеческая природа. Но не только человеческая природа, но и сама природа ослабела. Возможно, плоды уже не имеют той питательной силы, которую они имели изначально, но это уже область догадок, потому что точно мы это не знаем. Вкушение мясной пищи – это еще и смерть. А Бог смерти не сотворил, поэтому Он и не сотворил животных в пищу человеку. Человек должен был владычествовать над ними, нарекать им имена, а вовсе не отстреливать их и поедать. Но теперь, по немощи, это дозволяется. Ну, а дальше, поскольку пост – это воздержание, степени поста от самого строгого до слабого, идут по лестнице калорийности. И мясо, действительно, самое калорийная, наиболее тяжелая пища, потом идет яйцо, молоко, рыба, растительная пища с елеем, растительная пища без елея, вареная-невареная, хлеб, вода, и, конечно, когда “не ям, не пиям”.

 

В каком порядке нужно ставить свечи?

Будучи в храме, поставили свечи за здравие родных, затем, спохватившись, поставили свечу за упокой. Подошла женщина и сказала, что вначале ставят свечи за упокой, а затем только за здравие. Так ли это?

Людмила Маркова, студентка физмата

Здесь нужно спросить, а в каком Евангелие, в каком Послании или каноническом правиле она это прочитала? Ничего такого нет. Это не имеет никакого принципиального значения, в каком порядке человек помолится. Причем это чувствуется где-то внутренне. Допустим, на Литургии вначале идет ектенья о здравии, а потом за упокой, но не запрещено и наоборот, вначале помолится об усопших, а потом о здравии. Если же взять помянник, там вначале за здравие, а потом за упокой. Чаще так.

У Бога все живые и существенного значения этот порядок не имеет.

 

Записала Елфимова Т.В.

Почему в Енисейске так много храмов?

Население города маленькое, а храмов и монастырей немало. А сколько недействующих! С чем это связано? Слышала, что это купцы енисейские, зная, что тому, кто построит храм, все грехи прощаются, постарались. Правда ли это?

Гайдукова Лилия, студентка

Енисейск как город начался не с казаков и не с градостроителей, а с молитвы подвижника. Инок Тимофей (Иванов) поселился в этих землях еще в 1592 году. За 27 лет до указа родоначальника новой царской династии Романовых царя Михаила Феодоровича об основании острога. Еще нет Томска, все основные события по завоеванию Сибири разворачиваются на Иртыше, а молитва уже звучит, возносится к Господу на берегу Енисея.

Москва начиналась с князей, она и столица. Санкт-Петербург заложил Петр I как окно в Европу. Это и есть главная направленность города. Томск – Сибирские Афины, город студентов, каждый пятый в нем – “учащийся усердно” (c лат. - студент). А Енисейск православный начался с молитвы.

Купцы действительно сыграли свою роль в становлении храмов, при их поддержке первоначально все деревянные церкви перестраивались в каменные. Но число храмов они тем самым не увеличивали. Одними из первых каменными стали церковь на месте старой деревянной Спасской в мужском монастыре и собор Богоявления (ныне возле него отдел МЧС). А Успенская церковь “переоблачилась” из дерева в камень одна из последних.

Не грехами купцов воздвигались храмы енисейские, а святой молитвой. И витает это в городе, сохраняется духовная сила. Не енисейцы отправляются паломниками в Красноярск, а красноярцы спешат в Енисейск. Он город святыни, люди чувствуют это и идут. Но нельзя изменять своему предназначению. Енисейск не раз сбивался с пути, но тут же терпел поражения. Православие – реальное достояние города. Гордиться его историей можно, и нужно, но она вся пронизана силой православного духа.

 

Почему курение – это грех?

Бросаю курить, знаю, что вредно. Очень тяжело. А тут еще и спор разгорелся, грех ли курение. Ведь в Библии же ничего про это не сказано.

Козлов Максим, сварщик

 

Общественное мнение к табаку в разное время было различным. В XVIIв. курение жестко отрицалось и преследовалось вплоть до смертной казни. За него можно было отправиться в Сибирь “ловить соболей”. Старообрядцы, по некоторым сведениям, не хоронили табакуров на общем кладбище. При Петре I курение получило повсеместное, а главное, централизованное распространение. И весь высший свет закурил первым. В XVIII-XIXвв. в курении греха не видели. Известно, что некоторые канонизированные святые курили. Отношение к этому было не положительным, но допустимым. В XXв. сложилось общее неписаное правило: курить – грех. А в Европе и сейчас многие священнослужители курят, и за грех не считают. Прямой заповеди о грехе курения нет. Но нет ничего и про карты. И про клонирование. И про аборты. Библия не обязана все это расписывать, она не перечень дозволенного – недозволенного, а учение о Царствии Божием. А когда читаешь Библию, много становится понятным. Сможет ли стяжавший Царствия Небесного благословится на курение? Ведь пищу же благословляем. А как с курением? Как получить благословение на сигаретку?

Апостол Павел писал о грехе непотребства. Пить, есть, спать – на это у человека есть потребность, это заложено в нашем организме. Младенец не может без сна и еды. Но его невозможно представить с сигаретой. В курении у человека нет потребности. На переработку еды и питья у нас есть соответствующие внутренние органы, но у нас нет органа, который бы потреблял и усваивал никотин, он просто оседает в наших легких, затуманивает мозг. Здесь нет и быть не может естественного обмена веществ.

Также следует говорить о грехе медленного самоубийства и убийства. Известно, что курящий вдыхает 20% вредных веществ от сигареты, стоящие вокруг него – оставшиеся 80. Грех слабоволия присутствует тут же. Зависимость от пачки сигарет не дает спокойно жить человеку, он привязан к ней. А если воля ослабла в одном, она неизбежно ослабнет и в другом.

Может, курение и на самом деле притупляет нервную систему и разволновавшемуся кажется, что после сигареты стало легче, но это самообман. Ведь проблема-то никуда не ушла.

У курения есть и мистическая сторона. В богослужении используют ладан, воскуряют ароматный фимиам, который очищает и освящает нас как благодать Святого Духа. Шаманы используют курение для вызывания духов. Есть и выражение: бесовское кадило – курение. Трудно утверждать, что курящий привлекает нечистую силу, но и трудно отрицать. Пребывающий в атмосфере Святого Духа не потянется за сигаретой.

Для женщин – курение двойной грех, ведь они вынашивают детей. Женский организм слабее и ранимее, больше подвержен воздействию табака. В период беременности плод дышит никотином и о нормальном развитии малыша уже нет речи. Для мужчин табакокурение – грех, для матери – преступление.

Как выпить и не согрешить?

Наступило лето, время шашлыков и отдыха на природе. Часто выезжаем с друзьями на речку. Где мера употребления спиртного? Сколько нужно выпить, чтобы при этом не согрешить?

Мойкин Николай, водитель.

Я бы не советовал когда-либо пить вино за столом, за которым перед трапезой все ее участники не помолились. Если произносится благословление, то это уже совсем другой настрой. И пить надо во славу Божию, в радости светлой. Что же касается меры, то я определяю ее так: если ты хирург и вдруг за тобой пришли и зовут на срочную операцию, ты мог встать и спокойно пойти. Если ты водитель, то ты бы мог спокойно сесть за руль и поехать. А если ты батюшка – то мог бы с чистой совестью пойти к престолу служить. Вот такова мера. Когда ум ясен и язык свободен, а руки-ноги действуют адекватно. Как только появляется некое чувство необычного восприятия в голове, “на языке” (ведь на разных людей действует по-разному), значит, уже перепил.

Что есть грех?

Вроде детский вопрос, но заставил задуматься.

Пуставетова Александра, учитель английского

Всякое беззаконие есть грех, ведь есть Закон Божий и все, что идет в нарушение Закона Божьего – есть грех. С другой стороны, грех - это то, что оскверняет Троицу, грех – это то, что ты бы не хотел, чтобы сделали по отношению к тебе. Не делай другому то, чего не хочешь, чтобы сделали тебе. А человек, который живет в Духе Святом, он может слышать голос Духа Святого, который ему говорит, что и когда переходит границу греха.

Может ли матушка исповедоваться у своего мужа-батюшки?

Меня спросили как-то в письме, может ли матушка исповедоваться у супруга-батюшки. Признаться, я не смогла ответить точно. И в продолжение этого вопроса: могут ли супруги утаить что-либо, не сказать друг другу. Или нужно рассказывать абсолютно все?

Матушка Любовь

Можно ли жене исповедоваться у мужа-батюшки – это очень индивидуальный вопрос, в духовном смысле слова – интимный. Есть даже такая традиция, чтобы матушки у своих мужей священников не исповедуются. А есть другое – когда матушки исповедаются у своих батюшек, и более того, у других священников не исповедуются. Здесь не может быть жесткого закона предписания, это очень индивидуально и у кого как сложится. Нельзя говорить, что так правильно, а так – нет.

Могут ли быть тайны между мужем и женой? В идеале – нет. В идеальной семье между мужем и женой тайн нет. Но исходя из того хрупкого состояния семьи, которое имеет место в наше время, исходя из тех грехов, которые бывают у супругов, вплоть до греха измены, может быть и неполезно знать все. И поэтому духовник может даже порекомендовать или мужу или жене промолчать. Не делиться каким-либо вопросом, чтобы не разрушить семью, потому что возможно, что такая откровенность может оказаться для нее роковой.

 

Церкви строят зря?

Отдыхала на оз. Шира и вступила в спор с красноярским велосипедистом. Он утверждал, что в Библии сказано: какого же размера вы можете построить храм Богу, когда вся земля Его? И делал из этого вывод, что все церкви бесполезны и построены зря. Помогите разобраться.

Гайдукова Лилия, студентка худграфа

Да, подобные слова сказал апостол Павел в Афинах, в своей проповеди в ареопаге (“Деяния святых апостолов”, 17гл.): Бог не в рукотворенных храмах живет и не нуждается в служении рук человеческих. Есть слова о том, что Господня земля исполнения, вселенная и все живущие на ней, есть слова, что небеса проповедуют Славу Божию, что земля у подножия ног Божиих, да, такие слова есть. С другой стороны, это уже в Новом Завете, апостол Павел говорит, что тела ваши есть храм Духа Святого, живущего в вас. Итак, мы нашли уже два храма, первый – нерукотворный, это все мироздание, потому что оно и есть храм, вместилище живого Бога, а второй храм – это сам человек, он есть храм, потому что в нем живет Бог. И вот остается третье, - храмы рукотворные, храмы, который строит человек – имеют они право быть или нет? В Ветхом Завете было прямое указание, такой храм иметь. На горе Синае Бог показал Моисею и по этому образцу Моисей создал скинию. А по образцу скинии позднее Соломон построил храм. В Новом Завете, в Евангелие, мы не видим нигде, чтобы Господь дал повеление строить храм. И ранние христиане их и не имели. Они служили и молились везде, где придется. Это могло быть в домах, в катакомбах, где-то на природе. Но в мирные времена, особенно в III веке, возникают первые христианские храмы - базилики. Это дома патрициев, уверовавших, они предоставляли свои дома. В IV веке начинается активное храмостроительство.

Что есть христианский храм? Христианский храм, я бы сказал, это Литургическое творчество Церкви. Церковь – это не храм, Церковь – это собрание верных. И когда Господь говорит: Я создам Церковь, Он говорит: Я соберу вас. “Где двое или трое собраны во Имя мое, там Я посреди них”. Что такое Школа? Можно ли ее отремонтировать? Школа – это учителя и ученики, ее не отремонтируешь и не отреставрируешь. Также и Церковь, она не в бревнах, а в ребрах. Она в людях. Но, естественно, что и оперировать можно на дому, на полянке где-нибудь, в лесу, но удобнее это делать в больнице, где для этого все приспособлено. И поэтому христиане, естевенно, собираются в каких-то определенных местах, и эти места приспособлены для совершения в них богослужений. Более того, эти места посвящаются Богу и освящаются. И мы верим, что они становятся местом особого присутствия Божьего. Бог вездесущ, но тем не менее, наша земля – это место особого присутствия Божьего. Вот тела – храм Духа Святого. Давайте немножко порассуждаем, думаю, будет не грех. Где Дух Святой преимущественно обитает? В ногтях, мизинце или сердце? Везде, преимущественно в сердце. Вот так и здесь. Когда мы строим храм, мы говорим о месте особого пребывания Божьего. Да, Бог везде, да, во всем мироздании, но храм, посвящаемый Богу, он становится местом особого пребывания Божьего, благодатного присутствия, местом молитв и местом совершения Таинств Церковных. Вот в этом отношении он и почитается. Но если быть исторически-догматически точным, то да, мы должны сказать, что заповеди строить храмы у нас нет. Храмов может не быть. Мы только что прожили время, когда храмы все были закрыты. Церковь была в это время? Была. Но не в храмах. А храмы были закрыты или разрушены. Храм можно у нас отнять, Церковь уничтожить невозможно. Храм, это все-таки Литургическое творчество Церкви, это Богословие в камне, а не прямая заповедь строить храм.

Записала Елфимова Т.В.

Что делать при порче?

Поругалась с соседом, на следующий день выхожу за порог, все в соли и иголки понатыканы в дверь. Что делать? Как правильно поступить?

Бондаренко Агнесса, школьный вахтер

Осенить крестным знамением, убрать, окропить святой водой и забыть. Я не думаю, что надо много что-то делать. Окропить святой водой, прочитать “Да воскреснет Бог…” и не озадачиваться. Нас могут хоть с вертолета осыпать и что теперь? Это один батюшка стоит на остановке в штатской одежде и слышит, две женщины разговаривают. Одна другой: “Да вот поп какой-то приехал, ничего его не берет. Уже два года молоко покупает и никак его, ничего не берет”. А батюшка ей: “Слушай, мать, ты побольше молока-то носи”. Разве мы можем себя оградить? Незаметно кто-то может сделать и что теперь? Господь сказал: “Се даю вам власть наступать на змей и скорпионов” и “Аще что смертность пьет не повредит вам”. Змеи и скорпионы в данном случае образ бесов и демонических сил. И если что смертельное выпьет, не повредит им (Евангелие от Марка, 16 глава, 16-17 стих.) То есть христианин огражден. Он не зависит теперь от чьей-то злой воли. Мало ли что взбредет кому в голову, и порчу наведет. При чем наводят по-разному, по семейным темам, чтобы любимых развести и что, мы теперь от них зависим? Нет, у нас есть Спаситель, у нас есть Ограда от всякой темной нечистой силы. Это язычество и оно не было ограждено от нечистой силы. Нечистые духи правили бал. Они творили, что хотели, на этом было построено все идолопоклонство, шаманизм. А в христианстве это все было попрано, уничтожено, сокрушено.

Как снять проклятие матери?

Наталья, учитель

Как на исповеди Господь снимает с нас грехи, также Он с нас снимает и клятвы. Священник может читать молитву о прощении и разрешении грехов, а может - прощения и разрешения от клятв. Поэтому такой человек должен прийти на исповедь и получить разрешительную молитву от клятвы.

 

Как правильно подготовиться к Причастию?

У меня с моей знакомой как-то возник спор, нужно ли поститься перед Причастием несколько дней? К общему мнению так и не пришли. Как же все-таки правильно подготовиться?

Анна Еремеева, педагог-организатор

“Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит”. В этом все. А внешние правила, они только как средство, а не как цель. А то человек иногда думает, если он внешние правила все выполнил, вот тогда он достоин. А если не выполнил, то не достоин. “Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит”. По сложившейся на сегодняшний день традиции (а традиции эти в разные времена были разные, менялись, и сегодня они неодинаковые, очень многое зависит от духовника. Один и тот же духовник своим духовным чадам может предложить разную форму подготовки к Причастию. Одно дело новоначальный, другое дело – монах), нужно прочитать определенные молитвы, как правило, это каноны: Покаянный, к Божьей Матери, Ангелу хранителю и обязательно Последование ко Святому Причащению. Кроме того, необходимо воздержание от супружеской жизни в ночь перед Причастием. Главное, это не иметь ни на кого никакого зла. Быть в мире со всеми, не быть во вражде. Если мы с кем-то во вражде, то Господь прямо говорит: “Оставь дар твой, иди, примирись прежде, а потом причащайся”.

Что касается поста, здесь практики разные, если человек соблюдает все церковные посты, а их довольно много, это больше чем двести дней в году, то помимо этого еще дополнительные посты накладывать уже неоправданно. Сами священники ведь не накладывают на себя еще дополнительный пост, помимо этих постов. А если человек причащается раз в год или еще как-то, это уже на пастырское усмотрение, тогда священник даже не в постное время может предложить человеку попоститься и три дня и целую неделю. Потому что человека надо вырвать как-то из его греховной обыденности и погрузить в духовное дело.

 

Почему крестят младенцев?

Почему родители за детей делают выбор веры? Разве не правильнее будет, чтобы дети совершили его сами?

Яранцева Ирина, студентка факультета педагогики и психологии

Родители на самом деле очень многое решают за детей, на самом начальном этапе – практически все. Ребенок не понимает, что нельзя хватать за горячий утюг, не понимает, что ему требуется какой-то один вид пищи, а не другой и т.д. Все это решают родители за ребенка. И здесь я хотел бы отметить две позиции: свобода и совершенство. Со времен эпохи Ренессанса вся европейская культура за основную ценность провозглашает свободу. Неслучайно в Америке статуя Свободы. Это пришло и в Россию. Что имеется в виду под свободой? Об этом однозначного мнения не существует - кого, чего и от чего свобода. Но в основном, если присмотреться, просматривается свобода выбора: человек должен иметь свободу выбора. А Церковь никогда не смотрела на свободу выбора как на какое-то самодовлеющее благо, более того, свобода выбора нередко свидетельство невысокого духовного состояния человека. В Церкви говорится о Совершенстве. И востоку более присуще стремиться не к свободе (в отличие от запада), а к совершенству. Если человек свободен в выборе подать милостыню или пойти воровать, то это не совершенное состояние человека. Совершенное – когда он не стоит перед выбором. Когда для него воровство – это нечто невозможное. И невозможно не потому, что милиционер стоит и поймает, а невозможно по внутреннему состоянию его сердца и души. Свобода от греха – вот какая свобода проповедуется Словом Божиим. Не свободный выбор – могу согрешить, могу не согрешить, а я свободен от греха, я не стою перед выбором, грешить мне или не грешить. Вот это подлинная свобода, а если человек чешет еще затылок и думает, воровать или давать милостыню, это очень незавидная ситуация. А вот когда он не будет стоять перед выбором, когда для него будет очевидно, что надо милостыню давать и воровать не надо, вот это совершенство. То есть свобода от греха. И в таком случае, возвращаясь к крещению младенцев, родитель думает не о том, чтобы воспитывать своего ребенка так, чтобы он имел свободу, чтобы, ой, никто, не в коем случае, не посягнул на его свободу, чтобы он до десяти лет дорос и совершенно самостоятельно выбрал, быть ему вором или не быть, материться ему или не материться, вести ему трезвый образ жизни или пьянствовать. Это значит, что нельзя его воспитывать, а потом надо поставить его перед фактом свободного выбора между этими вещами. Но кто ж так воспитывает? Мы изначально закладываем в ребенка все, что имеет отношение к духовному совершенству человека. Чтобы он как раз потом минимально стоял перед этими выборами. Чтобы ему практически не пришлось выбирать, потому что он изначально свободен от самого желания пьянствовать, сквернословить и т.д. И поэтому мы крестим младенца. Крестя младенца, мы его приносим ко Христу, чтобы он максимально, насколько это возможно, был свободен от греха и возрастал в служении Христу, служении Истине, а не свободе. Чтобы не было выбора: могу врать, могу говорить правду. Нет, должно быть служение Истине. Вот поэтому мы учим не делать зла, а делать добро и не выбирать свободу и, соответственно, с детства мы посвящаем детей Богу, чтобы они с детства росли в служении Богу, Истине, Любви, Свету.

Как Православие относится к другим религиям?

Я понимаю, что это вопрос требует объемного ответа, но хотя бы в общем, для некоторого пояснения.

Евстифеева Вера, учитель иностранных языков

Есть Истина, есть служение Истине, эту Истину мы увидели, познали во Христе. Есть приближение к этой Истине, есть отклонение от этой Истины, есть борьба против этой Истины. Вот поэтому и много религий. Если приближение к этой Истине, то это очень рядом: старообрядчество, а если отклонение от Истины - это уже ересь, а если борьба – это уже безбожие, демонизм и т.д. поэтому мы не можем все религии свалить в один котел.

Еще недавно мы были не в вместе с Русской Зарубежной Церковью, но это не значит, что мы могли их собрать в одну кучу с еретиками, хотя некоторые это делали и говорили о сатанинской зарубежной Церкви. Для меня такой никогда не была церковь святого Иоанна Максимовича, Серафима Роуза и т.п. Но по определенным причинам мы вместе не были, церковно-политические страсти в 20-х годах нас разделили. Теперь, слава Богу, мы вместе. Есть более глубинные расхождения, с теми же католиками, это уже расхождения в вопросе папства, есть протестантизм, который уже вовсе отпал от Церкви, но при этом любит Христа, а есть уже совершенное отпадение от Христа. Тот же Л.Н.Толстой, который выветривает все до нравственно-философского учения, сводит к этике. Есть другие религии, где иные Откровения, что представляют собой либо человеческие представления о Боге, а не Откровения, либо это частичное познание Божественного Откровения, как Иустин Философ пишет, что “семя Божественного логоса разлито во всей твари” и некоторых александрийских отцов: Платона, Аристотеля считали христианами до Христа. А есть демонические откровения, потому что демоническая сила тоже воздействует на разум и сознание человека и что-то вещает ему, тут мы получаем лжерелигии, ложные откровения. Порой это причудливо перемешивают в винегрет и иногда нельзя все под одну гребенку. Проще, конечно, просто от всего этого отмежеваться и не иметь никого дела. Лично для себя человек может принять такую позицию, она нормальная, хорошая, надежная. Но она не миссионерская. Для того чтобы идти к другим и открыть им Истину христианской Церкви, Православия, открыть людям Христа, надо быть чутким.

Когда Николай Японский в XIX веке прибыл служить в Японию, он не стал им говорить, что вы тут все язычники и это все идолослужение, я принес вам подлинную веру во Христа. Николай Японский 8 лет изучал язык, культуру и религию этой страны. Был крупнейшим знатоком японской культуры и по сей день почитается даже неправославными японцами. Он у них как национальный герой. И проповедник действительно очень любил Японию. Когда он туда ехал, на лошадях, несколько месяцев, он записал в своем дневнике: “Я еще не видел Японию, но я уже люблю ее как невесту”. Миссионер глубоко понимал и те достоинства, и то семя Божественного логоса, которое в Японии было и до него, и те заблуждения, которые там были. Именно через понимание всего этого, любовь к этому народу, земле, он смог принести им Христа. И если приехал он туда один, то когда скончался, там была Японская Православная Церковь, несколько епископов, множество священников и народ Божий японский. Это миссионерство. Оно всегда опасно. Сравнимо с человеком, который идет в область, где свирепствует эпидемия, и он сам может заразиться. Тем не менее он идет, трудится, по-другому спасти невозможно, со стороны: “Эй, вы, там, придите к нам!” В редчайших случаях так бывает, но это не миссионерство, это уже пути Господни, которые, действительно, неисповедимы. Когда Бог по непонятным никому причинам, даже зачастую самому человеку, его вырывает и приводит к вере. А миссионерство – оно другое, и тут уже надо разуметь эти вещи.

 

Почему сейчас так много проявлений нетрадиционных ориентаций, просто бум, всплеск извращений?

Грачев Юрий, студент факультета биологии, ихтиологии

Грех любой есть извращение. А степень извращенности, конечно, разная. И что касается содомских грехов, во всем их многообразии, здесь уже извращается сама природа человека. Не только на уровне духовном, а на уровне физиологии все извращено. Это последняя стадия, дальше – дно Мертвого моря. Содом и Гоморра были уничтожены огнем и серой Богом. Общество, в котором содомия становится нормой - нежизнеспособно. Оно должно быть уничтожено. Так было в древности и не раз; хананейские племена, когда они растлились окончательно, пришел Иисус Навин, двенадцать колен Израилевы, и хананейские племена были просто физически уничтожены, города Содом и Гоморра ушли на дно Мертвого моря. И эти примеры можно продолжать. Историк, ставший затем священником, протоиерей Лев Лебедев, который потом, кстати, из Московского патриархата перешел в Зарубежную Церковь, у него, когда он еще был в России, вышла хорошая книга “Крещение Руси”, где он анализирует различные языческие племена и способность и неспособность принятия ими христианства. И показывает, если у язычников не было жреческого сословия, касты, не было вошедшей в систему, в норму, полигамии, то такие племена легко принимали христианскую веру. Те же племена, где была жреческая каста, узаконенная полигамия, порой вообще не принимали христианство. И иногда, действительно, фактически сходили с лица земли. Думаю, что современная, постхристианская, как ее временами называют, цивилизация, не жизнеспособна. Либо мы обращаемся вновь ко Христу, либо должны быть убраны. А пути – их много. Потому что если гей – это уже парад, не позор, а триумф, тогда дело плохо. Потому что грехи эти были всегда, любой грех: и содомские грехи, и блуд, и разврат, и убийство, и воровство. Но если эти грехи обществом осуждались, считались пороками и преступлениями, то такое общество жизнеспособно, а если грех считали нормой – общество гибнет. Вот, например, если СССР считал нормой нарушать первую заповедь Божию: Я – Господь Бог твой, то оно и распалось в пыль, нет никакого СССР. Он показал свою нежизнеспособность, а таковыми были вовсе не социально-экономические идеалы коммунизма, в них, между прочим, довольно много евангельского. Безбожие было провозглашено как единственно верное учение, и говорилось, религия должна исчезнуть с лица земли. Коммунизм – это безрелигиозное общество. И вот он исчез. Не религия исчезла, а СССР. Есть понятие “вора в законе”, пока он вор – жить можно, но когда вор в законе – тогда конец. А у нас некоторые государства узаконивают все это, и что уж вовсе беспредел, есть уже некоторые конфессии, которые начинают это узаконивать. Это признак конца.

Записала Елфимова Т.В.

Почему православным женщинам многое запрещено?

Женщинам нельзя быть священниками, нельзя быть главой семьи, в конце концов, даже на Афон, будучи женщиной, не попадешь…

Людмила, Железногорск

Женщине в христианстве разрешается быть женщиной. И это, наверное, самое главное в аспекте этого вопроса, потому что есть природа мужская и природа женская. Во Христе, и это подчеркивается в Новом Завете, “несть мужеский пол, ни женский”, то есть совершенно одинаково предстоят и мужчина, и женщина перед Богом. Это необычно было, необычно для Ветхого Завета, там это было не так, не так это в вере мусульман. А во Христе – “ни мужеский пол, ни женский”. А тут же, все, что перечислено в вопросе, и это далеко не все, получается, что разница есть. Почему женщина с покрытой головой должна молиться, а мужчины – нет? Получается разность.

Одинаковы мы пред Богом, если говорить о предстоянии души перед Создателем. Мы одинаковы по заповедям Божиим: не так, что женщине воровать нельзя, а мужчине немножко приворовывать можно и т.д. – пред Богом мы равны. Но мы не равны по своей природе, так же как, например, дети и родители, пред Богом они тоже равны, перед Богом нет мужеского пола и женского, и Ветхий Завет заканчивается словами, чтобы обратить сердца отцов к детям, а детей к отцам. Но друг перед другом они равные, родители и дети, и неравные, также как мужское и женское начало. Ну что мы хотим? Каких-то андрогинов иметь, бесполых существ, ведь если абсолютно отождествить все, тогда фактически упраздняется пол. Ведь есть же бесполые существа, на уровне простейших, например. А человек сотворен мужчиной и женщиной. Женщина имеет свою природу, в соответствии с этим женщина не имеет одной простейшей возможности, она не может быть отцом. Это унижает или нет женское начало? Она не может быть отцом. Следовательно, не может быть священником, духовным отцом. Но она может быть духовной матерью, у нас есть матушки, есть игуменьи, духовные матери: “преподобная мати Матрона, моли Бога о нас”. То есть духовное материнство возможно, отцовство – невозможно. И да, в этом смысле мужчины и женщины не равны. Женщина – глава семьи, это нарушает не отношения с Богом, перед ним мужчины и женщины равны, а это нарушает биологию. Действительно, у женщины немного меньше рост, чем у мужчины, немножко меньше вес и по ряду других позиций наблюдаются различия. Главенствовать – это свойство мужчин, а женщине свойственно помогать, быть при, быть за, выйти за-муж. Это просто природа. Когда пришел Христос, он не отменил природу, пророков, не отменил шестоднев творения Божьего, и вот в связи с этим – различия. Освящается мужское начало, освящается женское, но не смешивается.

Афон – это, конечно, вопрос. И запрет посещать его женщинам – это не догмат, не канон, что есть монастырь, в который женщина не может ходить. Но, наверное, это право некоторой группы мужчин, договориться, сюда женщинам не ходить. Когда-то договорились монахи, что в этот монастырь, на эти земли, женщины ходить не будут. Любая монашеская келья – это Афон. И женская келья – не то место, куда мужчина может входить. Такое право имеется, но это не закон. Однако это право афонских монахов. Они так определили, а со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Если они так определили, это их право. Но не надо думать, что это Божественное указание, что-то догматическое. Это внутренняя договоренность определенной монашеской общины. В идеале, думаю, что не так. У Христа были и ученики и ученицы. Это не есть христианский принцип, а есть принцип определенной общины. Кстати, средневековые монастыри почти все были “афонами”. На территории мужского монастыря не должны были появляться ни дети, ни женщины, кроме паломников. Есть даже такое монашеское правило, при котором монах, ни нарушая обета монашеского, может покинуть монастырь. В правиле три позиции: если игумен говорит ересь, если в монастыре появились женщины, если в монастыре появились дети. Но, опять-таки, скорее всего, точно также и в женском монастыре. Если в женском монастыре появились мужчины, то монахиня имеет право уйти.

Что есть послушание?

В христианстве есть понятие “послушание”, что оно значит, почему надо слушаться?

Анатолий Попереков, строитель

Христос говорит, кто имеет уши, да слышит. Послушание часто ассоциируется с понятием покорности. Покорность – не самое худшее, что на свете есть, но покорность в любом случае несовершенство. Потому что покорность – это подчинение силе, а послушание – это когда имеющий уши слышит, а что здесь плохого, для этого уши и даны. Бывает, что два человека говорят, но они не слышат друг друга, они не могут договориться, но не потому, что не хватает ума, а потому, что не слышат друг друга. И послушание христианское – это именно слышание. Слышать Бога – вот цель. Не покоряться, как в исламе, где покорность Богу, а слышать Его. Но, согласитесь, что слышать Бога - это высокий удел, не каждый и не всегда Его слышит, мы часто запутываемся в своей жизни и не можем знать Бога, Его любовь, мы не слышим Его. И тогда мы прибегаем к помощи тех, кто лучше нас слышит, (“имеющие уши да услышат”), и некоторые слышат лучше. И вот это есть христианское послушание. Родители все-таки лучше слышат, чем дети, поэтому детям полезно слушать родителей, не только покоряться, хотя и это иногда приходиться, и это нужно. Мать не тогда рада будет, когда ребенок выполнит ее поручение, а тогда, когда он это сделает с любовью, с желанием, когда он слышит ее желания, и в идеале, когда ему и сказать не надо, стоит только подумать, а он уже сделал. Вот это совершенство. Так же и в Церкви, послушание духовику, настоятелю, в монастыре - игумену, послушание епископу, Церкви. Это как раз и есть приобретение навыка слышания. И мы слышим Бога, порой, через слушание человека, который лучше нас слышит Бога. А еще в христианском послушании есть Священная иерархия, земная иерархия и небесная, духовная. Скажем, преподобный Сергий Радонежский по духовной иерархии был выше, чем поставленный над ним епископ, но святой был в послушании. “Душу послушливую, - говорил Силан Афонский, - любит Дух Святой”, это тоже очень важно. Если человек возносится своим духовным уровнем, а потому не будет слушать своего начальника, духовный уровень которого, как ему кажется, ниже, чем его, то это далеко от Духа Святого. Человек, который живет в Духе Святом, никогда не погнушается послушаться.

Почему мы должны быть как дети?

Иисус Христос говорит, будьте как дети, почему?

Елизавета Маслова, ст. прапорщик

Это, конечно, притчевая речь от Господа, потому что есть в Писании наоборот, слова, чтобы мы не были как дети: у апостола Павла, - мы не должны быть детьми умом. Здесь идет речь о некоторых моментах, свойственных детству. Ученики спорили, кто из них больше, и тогда Господь поставляет между ними дитя, предание говорит, что это Игнатий Богоносец будущий, второй епископ Антиохеи, и говорит, если не будите как один из детей, то не войдете в Царство Божие. Вы спорите о том, кто больше, а будьте как дитя, то есть маленьким, невысокого о себе суждения. Больший не тот, кто возносится над другими и поражает всех своими лидерскими качествами, а больший тот, кто себя видит ниже других. С другой стороны, Господь говорит, будьте как дети, указывая на их простоту и незлобие, на непосредственность и чистоту их восприятия, которое с возрастом утрачивается. Поэтому дети во все времена были наши учителя и, глядя на детей, мы учимся. В какой-то мере дети – это наш потерянный рай, но в тот рай не каждому заглянуть удается, а здесь это наглядно, и мы видим, что утратили.

 

Записала Елфимова Т.В.

Назад