ПРОПОВЕДИ: 16.06.10 Слово в день Собора Двенадцати Апостолов (mp3) 16.06.10 Слово в день святых Апостолов Петра и Павла (mp3) 07.06.10 Семьдесят разных проповедей прот. Геннадия в текстовом формате 06.06.10 Слово в день Сибирских святых (проповедь о. Геннадия). mp3. или .rar 04.06.10 Проповедь прот. Геннадия: "Сограждане святым". mp3.или .rar | Лекция (mp3) прот. Геннадия Псалтирь пророческая: Псалом 2 Лекция 2-я (mp3) прот. Геннадия из цикла "Псалтирь пророческая": Мессианский псалом №21 ВОЙНА И МИР, или ЕЩЕ РАЗ О ХРИСТИАНСКОМ ОТНОШЕНИИ К УЧАСТИЮ В ВОЙНЕ[доклад на XIV
Международных Рождественских чтениях в г. Москве на секции Миссионерское
служение воинского священника, 2 февраля 2006 г.] 1.Начало войны2. Рай на Земле3. После грехопадения4. Священная война5. Мессия6. Рождество Христово7. Нагорная проповедь8. Что делать христианину?9. Пацифизм ранних христиан10. Воины ранних христиан11. Парадокс христианской верыХристианская вера по своей сути парадоксальна, она буквально соткана из антиномий. Отец Павел Флоренский утверждал, что когда христиане забывали об этом и склонялись к какому-то одному утверждению, тогда возникала ересь. Многие учения однозначны, в них все ясно, в них нет парадокса. Вот ислам. Там все ясно – Бог один и всемогущ. Все однозначно и в отношении к войне. Пророк сам взял меч и воевал, он же и повелел воевать своим последователям. Мусульманин воюет и знает, что делает то, что и нужно делать. Все однозначно и у пацифистов. Пацифист не воюет никогда, ни с кем и ни при каких обстоятельствах, для него заповедь не убий не нуждается ни в каких комментариях. Пацифизм бывает не только философский, но и по жизни. Уже скоро пятьсот лет существуют многотысячные общины протестантов-меннонитов, не берущих в руки оружие. А как в христианской церкви? Сегодня уже не раз упоминался писатель Клайв Льюис. Только что мы посмотрели фильм "Хроники Нарнии". Так вот Клайв Льюис, полемизируя с пацифистом, говорит о том, что, действительно, в воюющих друг с другом армиях могут быть искренно верующие христиане. И как насчет любви братской, да и любви к врагам тоже? Льюис отвечает: Только что, по долгу, убив друг друга два солдата-христианина, встречаются на том свете, хлопают друг друга по плечу и восклицают: "Ну что, дружище, привет!" У них нет злобы друг ко другу. Дает ли Льюис ответ на вопрос, или это насмешка над горечью вопроса?... В предлагаемом вашему вниманию докладе будет мало ответов, но много вопросов и некоторые размышления по их поводу. Я и не думаю, что у нас на все есть ответы. Проблему войны и мира и место христианина в них мы рассмотрим кратким экскурсом по Библии и истории церкви. Начало войны вверх
И произошла на
небе война: 1) Михаил и
ангелы его воевали против дракона, 2) и дракон и
ангелы его воевали (против них), но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. От. 12, 7-8 Денница, некогда ангел света, стал (сатан), что значит "враг", "противник". Кстати, Lucifer значит не только Светоносец, но еще и "Уносящий свет". И вот, когда возгордился Денница, тогда один ангел воскликнул: (ми-ха-эль) – Кто как Бог?! И Михаил со своими ангелами восстал против Денницы с его последователями, начал войну и сверг падших ангелов с неба. Когда дети дерутся, то потом обычно бывает разборка – кто первый начал? Христиане, защищая свое право на войну, всегда как будто оправдываются – мы не первые начали, мы защищаем слабого, защищаем Отечество от нападающих. У нас и министерство обороны. А вот Михаил не защищался. По тексту следует, что именно он начал войну. Денница был миролюбив. Он превознесся на небе и его вполне устраивало, чтобы там был мир. Михаил с ангелами нанес превентивный (предупреждающий) удар. Рай на земле вверх
(Ган Эден) – сад в Эдеме, земной рай. и взял Ягве Бог
человека, (которого создал), и поселил его в
саду Едемском, 1) чтобы
возделывать его 2) и хранить его Бт. 2, 15 Первое дело Адама в раю – чтобы возделывать. Это начало культуры и цивилизации. Адам – мирный землепашец. Второе дело Адама – и хранить его (сад в Эдеме). Адам – воин-страж. Адам – воин, поэтому всякий мальчишка, сын Адамов, уже в раннем детстве играет в войну и имеет игрушку-оружие. Но Адам не уберег свой сад. Змий, свергнутый Михаилом с неба, проник в сад и Ева согрешила. Мы всегда говорим, что Ева первая согрешила и соблазнила мужа. Да, Ева первая согрешила, но потому, что Адам не уберег ее. Женщины соблазняют мужчин, но потому и соблазняют, что мужчины их не уберегли. После грехопадения
И изгнал (Бог)
Адама, и поставил на
востоке у сада Едемского херувима и пламенный МЕЧ
обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни. Бт. 3, 24 Некоторые думают, что этот херувим и есть архангел Михаил. Очистивший небо, он же и охраняет, что не уберег человек. У херувима в руках пламенный меч обращающийся, а вовсе не ржавеющий в ножнах. Небесные ангельские лики (хоры), теперь воинства небесные. Воспеватели славы Божией, стали ее ратниками. Хористы стали воинами. И по сей день ангелы Божии ратоборствуют на земле, охраняя Древо жизни. Священная война вверх
Понятие джихада, священной войны, как-то целиком приписывается исламу. При этом, как будто закрывают глаза на то, что это понятие вполне библейское. Иисус Навин, Судьи Израиля, Давид вели священные войны, брани Господни и делали это по слову Ягве Бога, а не просто, как защиту своих рубежей. Иисус Навин мечом брал Обетованную Землю, истребляя жившие на ней хананейские племена. Давид, стоя пред Голиафом, говорит ему: И узнает весь
этот сонм, что не мечем и копьем спасает Ягве, ибо это ВОЙНА
ЯГВЕ (ВОЙНА ГОСПОДНЯ), и Он предаст
вас в руки наши. 1 Цар. 17, 47 Симеон во время мирного религиозного праздника филистимлян обрушивает крышу дома, в результате чего отмщает им, погибая сам, и губя тысячи идолопоклонников. Это вполне поступок шахида. Саул отвергнут Богом, потому что не выполнил условия священной войны. Поразить надо было не только врага, но и уничтожить его жен, детей, вплоть до грудных, и даже весь скот. Саул корыстолюбиво (не человеколюбиво!) пощадил царя Агага и лучший скот, худшее истребив. Таковы были времена и условия войны Ягве. Мусульмане в лице своего пророка и сами, поныне, вполне продолжают эту традицию. Мессия вверх
Пророки возвещают грядущего Мессию. Каков Он будет и каково Его царство? Вот пророчество Исаии: Ибо Младенец
родился нам; Сын дан нам; Владычество на
раменах Его, И нарекут имя
Ему: Чудный,
Советник, Бог крепкий, Отец вечности,
КНЯЗЬ МИРА (= Friedensfürst) Умножению владычества Его и МИРА нет предела. Ис. 9, 6 Грядущий Мессия есть Князь мира, или по емкому немецкому слову Friedensfürst. А Его царство? – это царство мира, которому нет предела на земле. В том царстве Перекуют они
мечи свои на орала и копья свои –
на серпы; не поднимет
народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Мих. 4, 3 Война не самоценность для Израиля. В конечном счете ее не будет больше. Не будет больше и "учебки" для новобранцев в армию, их уже не будут более учить воевать. Одним из аргументов иудеев, почему они не признают Иисуса из Назарета за истинного Христа тот, что войны остались и даже сами христиане воюют. Христос-Мессия принесет мир! Рождество Христово вверх
Чтения-то наши Рождественские. Когда родился Младенец-Иисус, то над Вифлеемскими полями воинство небесное воспело: Слава в вышних
Богу, и на ЗЕМЛЕ МИР, в человеках
благоволение Лк. 2, 14 На землю пришел долгожданный мир. А где он? Семилетняя война, Тридцатилетняя война, Столетняя война – и все это среди христианских народов. Царствие Божие
не пища и питие, но праведность
и МИР и радость во Святом Духе Рим. 14, 17 Все это в сердце христианина. Мир с Богом и ближними. Сколько еще пройдет времени, когда этот мир будет во всем мире. Иисус предупредил, что до конца будут войны и военные слухи (Мф. 24, 6). Они исчезнут, когда ОН придет вновь! А тогда в Вифлееме воинство все-таки вновь было ликом, ангельским хором… Нагорная проповедь вверх
Пожалуй, ярче всего учение Иисуса Христа выражено в Нагорной проповеди. Нагорная проповедь направлена не против греха. Против греха – десять заповедей. Там не убий, не прелюбодействуй, не кради и прочее. А что есть Нагорная проповедь? Это новая и по сей день высшая для человека ступень совершенства. Это то, что может достигнуть человек благодатью Божией. Нагорная проповедь – это не земная мораль десяти заповедей. Это нечто неотмирное; не от мира сего, но в мире сем. И там говорится о том, что если кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф. 5, 39), там сказано: любите врагов ваших (Мф. 5, 44). Без этого христианство в нашей душе еще не начиналось. Христианство – это не другая религия, по сравнению с прочими, а инобытие. Есть замечательный роман Достоевского "Идиот", недавно экранизированный. Князь Мышкин, идиот – это и есть воплощенная в жизнь Нагорная проповедь. В этом мире надо быть идиотом, чтобы жить по Нагорной проповеди. Нагорная проповедь не совместима не только с греховной, но и с порядочной жизнью, она ведь и начинается с девятикратного возглашения блаженства, и в первую очередь блаженства нищих духом. Апостол Павел говорит о юродстве проповеди (1 Кор. 1, 21). И как же все это совместить с участием в войне? Можно ли стать воином, не отказавшись от Нагонной проповеди? Что делать христианину? вверх
В христианстве парадокс – в нем христианский пацифизм и воинская доблесть. А как их соединить? Православную позицию часто сводят к исламской – христолюбивое воинство и воинская доблесть. И нет никаких проблем. Церковь призвана освящать и обслуживать армию. Архиереи освящают ракеты с ядерными боеголовками. Это особенно нравится государственникам и патриотам. Довольно устойчива идея, что церковь нужна для поддержания боевого и морального духа армии. Иные видят в РПЦ замену для КПСС, церковь – политотдел армии, батюшки вместо комиссаров и замполитов. Скажем так: "Это не худший вариант", - но он отвращает многих от церкви, особенно из интеллигенции. А главное – где юродство Павловой проповеди о Царствии Божием? Где Нагорная проповедь? И происходит взрыв толстовского пацифизма. Так что же тогда? Первый вариант: Принцип золотой середины. Однако на войне золотой середины нет. Не возможно воевать, убивать и быть убитым наполовину. Здесь только "или-или". Жизнь или смерть. Воевать или не воевать. Второй вариант: Участие в войне дозволено по немощи природы человеческой. Война – зло, и участие в ней – грех, но человек слаб, не может обидчику подставить вторую щеку и тогда, по немощи духа, дозволено применить военную силу. Однако это очень слабый принцип. Пацифиста он унижает – мол, не выдержал, взялся за топор. Не устроит это правило и военного. В "Трех разговорах" Владимира Соловьева князь-либерал порицает участие в войне. Беседуя с генералом он, наконец, соглашается с ним и допускает возможность, по немощи участвовать в военных действиях. Но генерала это не устраивает. Так невозможно поддерживать дух христолюбивого воинства. Невозможно объяснять солдатам – слабы вы оказались жить по Нагорной проповеди, ну, так берите оружие, воюйте. Нет, им надо сказать, что воюя, они волю Божию исполняют, подвиг ради Христа совершают! На меньшее генерал не согласен. Обратимся теперь к истории. Пацифизм ранних христиан вверх
Нагорная проповедь и образ Христа, не взявшего в руки Свои меч, подвигла многих ранних христиан на полный отказ от оружия и от участия в войне. Отказ от оружия бывал продиктован необходимостью для воина участия в языческих ритуалах. Однако имеются свидетельства и о том, что отказывались именно от военных действий, как несовместимых с учением Христа. Свое понятие о воинском звании карфагенский учитель Тертуллиан выражает так: "Будет ли позволено нам заниматься мечем, когда, по слову Господа, тот сам погибнет от меча, кто поднимет меч? Как будет действовать на войне сын мира, которому неприлично сражаться?.." Св. Киприан Карфагенский (+ 258) утверждает: "Безумствует мир во взаимном кровопролитии, и убийство, считаемое преступлением, когда люди совершают его поодиночке, именуется добродетелью, если делается скопищем". Даже и в IV веке Лактанций утверждает: "Не должно быть никакого исключения в заповеди Божией, что убить человека всегда грех. носить оружие христианам не дозволено, ибо их оружие – только истина". Священнослужителям христианской церкви однозначно запрещено участие с оружием в военных действиях. Восемьдесят третье Апостольское правило: "Епископ, или пресвитер, или диакон, в воинском деле упражняющийся, и хотящий удержати обое, т. е. римское начальство и священническую должность: да будет извержен из священного чина. Ибо кесарево кесареви, а Божие Богови". Все православные хорошо знают святых мучеников воинов. И мало, почти никто не знает, что есть святые отказники. При Диоклетиане юноша Максимилиан в Нумидии отказался от воинского звания, будучи принуждаем к тому проконсулом. Максимилиан сказал, что сражается не за этот мир, а за Бога. Св. Феоген, епископ Парийский (нач. IV в., память 2 января) при отказе вступить во второй Траянов легион заявил: "Я христианин, я записан в службу моего Царя, Который есть Царь всем царям. Служа Ему, не могу служить тому, кто преследует исповедников Господа". В Сибири почитается праведный Даниил Ачинский (+ 1843). Даниил был героем Бородинского сражения, дошел с армией-победительницей до Парижа. Уже после Отечественной войны благодать Божия коснулась сердца Даниилова, он отказывается служить с оружием в руках, желая подвизаться в воинстве Царя Небесного. В результате – кандалы, ссылка, Сибирь. Не сразу начальство распознало, что в кандалах не дезертир, не клятвопреступник, а Божий человек. Даниила отпустили на свободу, а Сибирь обрела угодника Божия. Св. Василий Великий в 13-м каноническом правиле рекомендует убивавшим на войне три года удерживаться от приобщения святых Таин. Воины ранних христиан вверх
И вот парадокс нашей веры. Рядом с христианами-пацифистами – христиане-воины. И были они от начала, от дней апостольских. При императоре Марке Аврелии христианский легион прославился во время германского похода. Следует отметить, что этот поход едва ли был защитой Отечества, это была завоевательная война Римской империи. Кстати, просвещенный Марк Аврелий был гонителем христиан. Множество святых воинов-мучеников известно издревле. Святые сорок мучеников Севастийских прославились воинской доблестью в блистательных войнах Рима на востоке, войнах явно не оборонительных. Святой Георгий Победоносец – комит, один из старших военачальников, сегодня генералом бы именовался. Св. Евстафий Плакида и множество других воинов. Св. Афанасий Великий в Послании к Аммуну монаху утверждает: "Не позволительно убивать, но убивать врагов на брани, и законно и похвалы достойно". Парадокс христианской веры вверх
Парадоксальна наша вера в Бога. Бог один и един, но Он в трех Лицах. Парадоксальна и наша духовная и нравственная жизнь. Один Господь и одна церковь и в ней святые пацифисты и святые воины. Это кажется противоречием. Но противоречие это на поверхности. В глубине его нет – там все дети одного Отца. Один Дух Божий освящает сложивших оружие и взявших меч. Противоположности смыкаются, одна Нагонная проповедь для всех. Православный пацифист, например, Серафим Саровский с топором в руках не противящийся разбойникам, не осуждает воинов, как это делают толстовцы и иные сектанты. Православный воин идет на брань не по злобе и не ради рыцарских подвигов, а во исполнение слов Христа: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей (Ин. 15, 3). воин берет жизнь, воин и отдает жизнь. Православный воин христолюбив, брань для него дело святое, он причащается перед боем и несет епитимию после него. Православный воин не осуждает святых непротивленцев. А то ведь доводилось уже слышать, что мол есть святого в Серафиме Саровском: отсиживался при добром здравии в Саровских лесах, когда весь народ воевал против Наполеона. Апостол Павел говорит не только о юродстве проповеди, не только о том, что наша брань не против крови и плоти (Еф. 6, 12), а значит не война, не ратные подвиги, а еще и о том, что нет власти не от Бога… ибо (начальник) есть Божий слуга… ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое (Рим. 13, 4). Т. о. не только духовный, но и земной меч бывает от Бога. Следует отметить, что в Новом Завете воины часто выглядят положительно. Пилат как-то приятнее Каиафы. Воины у креста не так глубоко пали, как Иуда-апостол. Сотник Лонгин у креста уверовал. Церковь среди язычников началась не в ином доме, а в доме Корнилия, римского сотника (центуриона). В наших пособиях, особенно в полемике с пацифизмом, часто оправдывается участие православного человека в войне идеей защиты слабого и святого. Это слабая позиция. В таком случае православному приходится не утверждать, а защищаться и оправдываться. Эта позиция и не совсем верна. Архангел Михаил не оборонял небо от денницы, а нападал не него, очищая небо. Некоторые размышления о крестовом походе. Крестовый поход – это не оборона, это христианское наступление. В наше время крестоносцев принято осуждать. Однако восемь крестовых походов не были направлены против сарацин и тем более не было намерения обращения их в христианство. Речь шла об освобождении святынь. Мы не говорим сейчас о тех крестовых походах, которые направлялись Католической церковью против Православной. Однако и Восток не удержался от идеи крестоносцев. Освобождение Болгарии русским войском не было защитой Российского Отечества. И освобождали не просто единокровных славян, а именно православных от ига мусульман. Святители Русской церкви не раз помышляли об освобождении Константинополя-Царьграда, православного града. Один Господь право рассудит эти священные войны христиан. Но жизнь показала – там, где прошли христиане с мечом, там на многие века запирается дверь для проповеди Евангелия. Евангелизация – это хождение агнцев к волкам. Сыны Агнца победили зубастых сынов волчицы. Ромул и Рем вскормлены волчицей, апостолы – Агнцем Божиим. На это мало похожи крестовые походы. Мы часто обосновываем свое участие в войне тем, что стоим за правду и осуждаем несправедливые войны. А существует ли гарантия справедливости войны? Кто или что – гарант ее справедливости?.. Дело в том, что стопроцентно справедливых войн практически не бывает. У каждой стороны обычно своя правда. За последние века в истории России однозначно справедливыми были, пожалуй, только две войны: против Наполеона и против Гитлера. Эти войны и называются Отечественными. С другими войнами все очень даже не просто. Так было, так будет. Христианин, давший воинскую присягу, будь он солдат, будь он генерал, не имеет гарантии, что его правительство ведет справедливую войну. Военный не имеет права и не может рассуждать о справедливости данного ему приказа – он должен его выполнять. Многократно в истории христиане против христиан поднимали меч. Кто был прав в войнах православных владимиро-суздальцев и православных новгородцев? Человек может только решать вопрос: давать присягу или нет? Давший присягу обязуется выполнять приказ, а не думать. Неизбежны острые вопросы совести свободного по своей природе человека. Можно привести такое сравнение. Временами происходят катаклизмы в природных стихиях – наводнения, землетрясения, ураганы и т. д. Одинаково гибнут при этом люди правые и неправые, даже невинные младенцы. Войны – это катаклизмы общественной стихии. И опять гибнут правые и неправые, вплоть до младенцев. Всякий человек, не исключая христианина, не свободен от общества и всего, что в нем происходит. Имеет место факт участия христианина в войне. В том числе и такой, как во Вьетнаме, в Афганистане, в Чечне. И, пожалуй, есть какая-то правда в суждении Клайва Льюиса. Воин не злодей. До второго пришествия Христова будут войны и военные слухи. Только бы никогда христианин не терял в сердце Христа. В обществе всегда есть те, кому надо это общество до неузнаваемости реформировать, и есть те, кому надо утвердить его незыблемые устои. Те и другие приступали ко Христу, желая обрести Его на свою сторону. Христос, однако, не стал ни реформатором, ни гарантом незыблемости устоев. Христос обронил в этот мир ту соль, которая осоляет мир, ту закваску, которая заквашивает все три меры муки. Христос не стал полководцем и не распустил армию. Он изнутри дал новое качество этому миру, побеждая его греховность и преображая во славу Небесного Царства. Используются технологии uCoz
|