Используются технологии uCoz
буквица
ГЛАВНАЯ

Из истории Енисейска

Енисейский острог в XVII веке

Христианизация народов Сибири

Новая история Успенского храма г. Енисейска

ЕНИСЕЙСК - МЕСТО ОТ БОГА

Из истории православного Енисейска, отца городов сибирских

 

В 1641г. вы не смогли бы зайти в енисейский острог, не почтив Нерукотворенный образ Иисуса Христа – Спаса Нерукотворного, а на выходе – икону Божией Матери Знамение. Так Енисейск хранился Господом и Богородицей.

 

***

 

В Енисейском остроге XVIIв. находились две церкви – Введения Пречистой Богородицы и Воздвижения. Также два хлебных амбара, амбар для “соболиной казны”, съезжая и таможенная избы, воеводский и гостиный дворы. Под окном съезжей избы, за особой изгородью – “в тыну” – тюремная изба.

За пределами осторожных стен располагалась церковь Богоявления Христова с построенными под ней хранилищами хлеба и соли, предназначенными для снабжения красноярского гарнизона.

***

 

Новокрещенами в XVIIв. называли аборигенов, принявших православие. Московское правительство с нежеланием относилось к крещению сибирских “инородцев”, а причина была в пушнине. Каждый крещеный освобождался от уплаты ясака и начинал вести русский образ жизни, чаще всего – верстался в казаки. Правительство, заинтересованное в максимальном поступлении сибирской пушнины в казну, стремилось сохранить численность ясачного населения.

С начала XVIIIв., когда поголовье соболя было окончательно подорвано, препятствовать крещению коренных народов стало бессмысленно, христинизация аборигенов стала массовой. При крещении “инородцы” получали христианские имена и фамилии. Среди крещеных тунгусов Приангарья наибольшее распространение получили фамилии: Безруких, Брюханов, Иванов, Козмин, Колпаков, Михалев, Мутовин, Прокопьев, Рукосуев.

Христианизация тунгусов и других народов Сибири приводила к стиранию различий между новокрещанами и русскими – единая вера устраняла какие-либо преграды и делала всех равными и перед Богом, и перед царем. Национальная же принадлежность в Сибири никогда не играла особой роли.

(По материалам книг:

Бродников А. Енисейский острог. – Красноярск, 1994;

Фаст Г. Енисейск православный – Красноярск, 1994.)

 

Новая история Успенского храма.

28 августа повсюду будут проведены праздничные службы Успения Богоматери. Это престольный праздник Успенского кафедрального собора. История этого замечательного енисейского храма удивительна. Кто бы мог подумать, что у простой кладбищенской церкви окажется такой славный и богатый трудностями путь…

 

Книга протоиерея Геннадия Фаста, долгое время бывшего настоятелем Успенского храма,“Енисейск Православный”, знакомит с историей города от начала основания острога и, в первую очередь, повествует о соборах, монастырях и церквях (в том числе родной Успенской, в которой автор служит на протяжении трех десятков лет). Заканчивается очерк 1988 годом, началом перестройки. А история, по признанию о.Геннадия, чем ближе к нашим дням, тем больше распухает…

Если о старой истории мы имеем сравнительно небольшое количество фактов, то теперь их очень много.

После закрытия всех церквей города в 30-х годах XX века, Успенская церковь начала действовать уже в 1946г.

Успенский храм имел свое предначертание от Бога и в последние времена советской власти, и в новое время. Во-первых, он стал кафедральным собором, а ведь когда-то это был кладбищенский храм, потом приходской. Это было нежданно-негаданно для всех. Случилось это с возрождением в 1990-м году Красноярской епархии, епископ которой исходно именовался как Красноярский и Енисейский, (причем до революции наоборот, как Енисейский и Красноярский). Таким образом, Енисейск становится вторым кафедральным городом нашей епархии, а поскольку действующий храм в Енисейске был один, то он автоматически и приобрел статус кафедрального собора. Таковой он имеет и по сегодняшний день.

Но это внешнее, это статус, а в немалой степени предназначение Успенского собора выражается внутренне. Долгое время храм Успения продолжал оставаться если не одним, то одним из двух, от Красноярска до океана. Собственно одним, лишь в 1989г. открылся приход в Норильске. Создается Енисейское благочиние, в котором один храм, в нем служит священник - благочинный Енисейского благочиния, а вокруг - бесконечные таежные просторы и нарождающийся приход в Норильске. Вскоре Норильск по причине отдаленности и крайне затрудненности связи с Енисейском (тем более, чтобы попасть в Енисейск, нужно лететь через Красноярск), отделился от Енисейского благочиния, было создано Северное Норильское благочиние, куда входил Таймыр и Туруханский район (который сейчас тоже обособился в самостоятельное благочиние). И все просторы вокруг просвещались из Успенского храма, отсюда совершались миссионерские поездки в Туруханск, на Подкаменную Тунгуску, Ангару, на юг Казачинского района, Пировского, -весь регион охватывал Енисейский Успенский собор. Уже в 1990г. был рукоположен второй священник для храма Успения, далее количество священников росло, в 91г. открылся второй приход в Лесосибирске. А дальше произошло то, что свершалось и по всей России: стали стремительно открываться новые приходы. И все они достаточно долгое время окормлялись, а некоторые и открывались, усилиями священников Успенского собора. Кроме того, храм стал гнездом, в котором было вскормлено много священнослужителей. В это благодатное время многие обращались к вере (особенно в конце 80-х – начала 90-х гг.), шел массовый приток верующий, причем обращались не только пожилые, как это обычно происходит, а среднего и младшего возраста, среди них немало мужчин, которые вскоре оставляли свою мирскую жизнь, мирское ремесло и переходили в Церковь. В то время пришли к вере, Богу, несколько десятков теперь уже священнослужителей, которые так или иначе прошли через храм Успения, а теперь большинство из них служат в Енисейском благочинии, по всей Красноярской епархии и за ее пределами: Сахалин, Приморский край, Новосибирск, Томск, Кемерово, Подмосковье и даже Зарубежье (о. Арсений, Португалия, а также Украина). Таким образом, получилось гнездо, из которого вылетело много птенцов. И все они хранят некий дух Енисейской школы. Все они разные, но чувствуется общая духовная школа, сформированная здесь.

Енисейск стал генератором идей, начинаний в области духовного образования, здесь возникла первая гимназия (1994), через год она появилась у наших соседей в Лесосибирске. Три года действовало духовное училище, уже во второй половине 90-х гг. И дело духовного образования в немалой степени исходило именно из Успенского храма. При ней действовала первая Воскресная школа, созданная еще в 1983г., как детская, так и взрослая. Потом это распространилось и на Красноярск, его духовное просвещение не обошлось без участия священников Успенского храма. Таким образом, не только формальный, но и внутренний, духовный статус имеет Успенский храм.

Что касается открытия енисейских монастырей, точнее, их предыстории, то духовенство и прихожане Успенского храма совершали крестные ходы по городу ко всем монастырям, например, было совершено семь целенаправленных крестных ходов к женскому Иверскому монастырю, где в то время был народный театр. После открытия монастырей участие Успенского храма в их жизни прекратиось, но в их предыстории, особенно женского монастыря, храм сыграл свою роль. В келейном корпусе нынешнего женского монастыря были мастерские Успенского собора, прихожанин же собора, Федор Федорович, впоследствии иеросхимонах Федор, занимался демонтажем цеха, что был в Воскресенском храме (теперь он отошел женской обители).

И особенно своеобразно и интересно, что здесь, в Енисейске, в храме Успения Божьей Матери, сложилась библейская богословская школа (это несколько священников-библеистов), которых вовсе не так уж много в Русской Православной Церкви. И одна из таких школ библейского богословия, как ни странно, отсюда, хотя, в основном, богословием занимается Москва и Петербург. Во многих крупных городах, в которых есть духовные семинарии, нет богословских школ, не слышно, чтобы там занимались богословием, научной работой. А здесь это явление произошло, что не без некоторого удивления как региональное явление, отметили в Московской духовой академии, во глубине сибирских руд - и богословие. Открытие приходов, монастырей – это понятно, а вот богословие, это интересно. И оно имеет место быть и связано с Успенским храмом.

 

Сейчас реставрационные работы Успенского кафедрального собора находятся на завершающем этапе, через несколько месяцев (к 1 декабрю) он будет восстановлен в своем первозданном, дореволюционном виде.

И, конечно же, нельзя было оставить в стороне вопрос о чувствах о. Геннадия как человека, священника и бывшего долгое время настоятеля Успенского храма, к восстановлению собора.

Протоиерей Геннадий выделил в своем отношении две стороны к реставрации храма: эмоциональное и практическое.

Еще в начале 50-х, напротив Успенского храма жил старичок Арсений, в 20-х годах он был алтарником и ему случалось пономарить во всех церквях нашего города (в 80-е он стал банщиком). Однажды о. Геннадий пришел к нему домой и увидел, что все стены дома были залеплены, завешаны фотографиями храмов города Енисейска, тогда батюшка впервые увидел всю красоту и мощь когда-то существовавших на енисейской земле храмов, это глубоко потрясло его, но и во сне не могло ему привидится тогда, что своими глазами что-то подобное придется когда-нибудь увидеть.

И теперь, когда из-под лесов все четче прорисовываются силуэты Успенского храма, когда из небытия начинает подниматься к небу Захаро-Елизаветинская церковь, восстанавливается Богоявленский собор, - то вызывает чувство необычные чувства, это прекрасно и замечательно, словно птица Феникс, вспорхнувшая из пепла, руин и праха, восстанавливаются храмы.

В советское время, в 20-е годы, на вратах церкви святых Захарии и Елизаветы было написано: “Конец религии”. Причем надпись была не официальная, не лозунг, а кто-то просто так написал, но никто не стер ее, не убрал, и она осталась. А теперь мы видим Возрождение. И в этом видится некая чудодейственная сила Божия.

Если же размышлять духовно, развивает мысль батюшка, то встает вопрос, а чем и кем эти храмы будут наполняться? Если говорить о количестве верующих в наше время, то енисейские храмы далеко не переполнены, а тут добавится еще несколько церквей. Как правило, есть люди, будет храм, может быть и наоборот, есть храм – будут люди? Впрочем, жизнь покажет, чем и как наполнятся эти храмы, и в наше время это уже должно быть предметом нашей молитвы, каких-то деяний, чтобы храмы действительно не превратились в какие-то знаковые здания, памятники истории, а чтобы стали живыми местами не только поклонения Богу, но и общинно-церковной жизни. Вот как в святой земле, в Израиле - величайшая святыня планеты, но во многих храмах только один монах, он молиться на месте какого-либо евангельского события и о церковной общине и речи нет. Все за счет паломников. Но такого количества паломников, как на святой земле, у нас никогда не будет. И если в наших храмах будет молиться по одному монаху, то хотелось бы видеть что-то другое.

Что касается практической стороны, то здесь, конечно, проблемы есть, и они решаются. Реставрация происходит за счет государства, в основном это краевая администрация и отчасти федеральный бюджет. По качеству, в технической стороне есть немало вопросов, ведь естественно, что утрачена культура храмостроительства, забыты многие секреты, знания, навыки, а работают ведь снова наши енисейские люди. Конечно, это все проектировалось и утверждалось, но точку в истории ставят наши енисейские мужики, и они работают и делают так, как умеют. Свод в Успенском храме раскрывали люди, которые никогда в жизни этого не делали, а ведь это очень непросто, сами строители храма очень многое в нем сделали для себя впервые. Утрачена та практика мастеров, которым знания и умения передавали еще их деды, за плечами которых не два и не три храма, а гораздо больше. Каждое здание является памятником своего времени, и вот так сейчас строим мы, со всеми нашими минусами и плюсами.

Побеседовала с протоиреем Г.Фастом Елфимова Т.В.

Назад