Из истории Енисейска Енисейский острог в XVII веке |
ЕНИСЕЙСК - МЕСТО ОТ БОГАИз истории православного Енисейска, отца городов сибирскихВ
1641г. вы не смогли бы зайти в енисейский острог, не почтив Нерукотворенный
образ Иисуса Христа – Спаса Нерукотворного, а на выходе – икону Божией Матери
Знамение. Так Енисейск хранился Господом и Богородицей. *** В Енисейском остроге XVIIв. находились две церкви – Введения Пречистой
Богородицы и Воздвижения. Также два хлебных амбара, амбар для “соболиной казны”,
съезжая и таможенная избы, воеводский и гостиный дворы. Под окном съезжей избы,
за особой изгородью – “в тыну” – тюремная изба. За пределами осторожных стен располагалась церковь Богоявления
Христова с построенными под ней хранилищами хлеба и соли, предназначенными для
снабжения красноярского гарнизона.
***
Новокрещенами в XVIIв. называли аборигенов, принявших православие. Московское
правительство с нежеланием относилось к крещению сибирских “инородцев”, а
причина была в пушнине. Каждый крещеный освобождался от уплаты ясака и начинал
вести русский образ жизни, чаще всего – верстался в казаки. Правительство,
заинтересованное в максимальном поступлении сибирской пушнины в казну,
стремилось сохранить численность ясачного населения. С начала XVIIIв., когда поголовье соболя было окончательно
подорвано, препятствовать крещению коренных народов стало бессмысленно,
христинизация аборигенов стала массовой. При крещении “инородцы” получали
христианские имена и фамилии. Среди крещеных тунгусов Приангарья наибольшее
распространение получили фамилии: Безруких, Брюханов, Иванов, Козмин, Колпаков,
Михалев, Мутовин, Прокопьев, Рукосуев. Христианизация тунгусов и других народов
Сибири приводила к стиранию различий между новокрещанами и русскими – единая
вера устраняла какие-либо преграды и делала всех равными и перед Богом, и перед
царем. Национальная же принадлежность в Сибири никогда не играла особой роли. (По материалам книг: Бродников А. Енисейский острог. – Красноярск, 1994; Фаст Г. Енисейск православный – Красноярск, 1994.) Новая история Успенского храма. 28 августа повсюду будут проведены
праздничные службы Успения Богоматери. Это престольный праздник Успенского
кафедрального собора. История этого замечательного енисейского храма
удивительна. Кто бы мог подумать, что у простой кладбищенской церкви окажется
такой славный и богатый трудностями
путь… Книга протоиерея Геннадия Фаста, долгое
время бывшего настоятелем Успенского храма,“Енисейск Православный”, знакомит с
историей города от начала основания острога и, в первую очередь, повествует о
соборах, монастырях и церквях (в том числе родной Успенской, в которой автор
служит на протяжении трех десятков лет). Заканчивается очерк 1988 годом,
началом перестройки. А история, по признанию о.Геннадия, чем ближе к нашим
дням, тем больше распухает… Если о старой истории мы имеем сравнительно
небольшое количество фактов, то теперь их очень много. После закрытия всех церквей города в 30-х
годах XX века, Успенская церковь начала действовать уже в 1946г. Успенский храм имел свое предначертание
от Бога и в последние времена советской власти, и в новое время. Во-первых, он
стал кафедральным собором, а ведь когда-то это был кладбищенский храм, потом
приходской. Это было нежданно-негаданно для всех. Случилось это с возрождением
в 1990-м году Красноярской епархии, епископ которой исходно именовался как
Красноярский и Енисейский, (причем до революции наоборот, как Енисейский и
Красноярский). Таким образом, Енисейск становится вторым кафедральным городом
нашей епархии, а поскольку действующий храм в Енисейске был один, то он
автоматически и приобрел статус кафедрального собора. Таковой он имеет и по
сегодняшний день. Но это внешнее, это статус, а в немалой
степени предназначение Успенского собора выражается внутренне. Долгое время храм Успения
продолжал оставаться если не одним, то одним из двух, от Красноярска до океана.
Собственно одним, лишь в 1989г. открылся приход в Норильске. Создается
Енисейское благочиние, в котором один храм, в нем служит священник - благочинный
Енисейского благочиния, а вокруг - бесконечные таежные просторы и нарождающийся
приход в Норильске. Вскоре Норильск по причине
отдаленности и крайне затрудненности связи с Енисейском (тем более,
чтобы попасть в Енисейск, нужно лететь через Красноярск), отделился от
Енисейского благочиния, было создано Северное Норильское благочиние, куда
входил Таймыр и Туруханский район (который сейчас тоже обособился в
самостоятельное благочиние). И все
просторы вокруг просвещались из Успенского храма, отсюда совершались
миссионерские поездки в Туруханск, на Подкаменную Тунгуску, Ангару, на юг
Казачинского района, Пировского, -весь регион охватывал Енисейский Успенский
собор. Уже в 1990г. был рукоположен второй священник для храма Успения, далее
количество священников росло, в 91г. открылся второй приход в Лесосибирске. А
дальше произошло то, что свершалось и по всей России: стали стремительно открываться новые приходы.
И все они достаточно долгое время окормлялись, а некоторые и открывались,
усилиями священников Успенского собора. Кроме того, храм стал гнездом, в
котором было вскормлено много священнослужителей. В это благодатное время многие
обращались к вере (особенно в конце 80-х
– начала 90-х гг.), шел массовый приток верующий, причем обращались не только пожилые,
как это обычно происходит, а среднего и младшего возраста, среди них немало
мужчин, которые вскоре оставляли свою мирскую жизнь, мирское ремесло и
переходили в Церковь. В то время пришли к вере, Богу, несколько десятков теперь
уже священнослужителей, которые так или иначе прошли через храм Успения, а
теперь большинство из них служат в Енисейском благочинии, по всей Красноярской
епархии и за ее пределами: Сахалин, Приморский край, Новосибирск, Томск,
Кемерово, Подмосковье и даже Зарубежье (о. Арсений, Португалия, а также Украина).
Таким образом, получилось гнездо, из которого вылетело много птенцов. И все они
хранят некий дух Енисейской школы. Все
они разные, но чувствуется общая духовная школа, сформированная здесь. Енисейск стал генератором идей, начинаний в
области духовного образования, здесь возникла первая гимназия (1994), через год
она появилась у наших соседей в Лесосибирске. Три года действовало духовное
училище, уже во второй половине 90-х гг. И дело духовного образования в немалой
степени исходило именно из Успенского храма. При ней действовала первая
Воскресная школа, созданная еще в 1983г., как детская, так и взрослая. Потом
это распространилось и на Красноярск, его духовное просвещение не обошлось без
участия священников Успенского храма. Таким образом, не только формальный, но и
внутренний, духовный статус имеет Успенский храм. Что касается открытия енисейских монастырей,
точнее, их предыстории, то духовенство и прихожане Успенского храма совершали
крестные ходы по городу ко всем монастырям, например, было совершено семь
целенаправленных крестных ходов к женскому Иверскому монастырю, где в то время
был народный театр. После открытия монастырей участие Успенского храма в их
жизни прекратиось, но в их предыстории, особенно женского монастыря, храм
сыграл свою роль. В келейном корпусе нынешнего женского монастыря были
мастерские Успенского собора, прихожанин же собора, Федор Федорович,
впоследствии иеросхимонах Федор, занимался демонтажем цеха, что был в
Воскресенском храме (теперь он отошел женской обители). И особенно своеобразно и интересно, что
здесь, в Енисейске, в храме Успения Божьей Матери, сложилась библейская
богословская школа (это несколько священников-библеистов), которых вовсе не так
уж много в Русской Православной Церкви. И одна из таких школ библейского богословия,
как ни странно, отсюда, хотя, в основном, богословием занимается Москва и
Петербург. Во многих крупных городах, в которых есть духовные семинарии, нет
богословских школ, не слышно, чтобы там занимались богословием, научной
работой. А здесь это явление произошло, что не без некоторого удивления как
региональное явление, отметили в Московской духовой академии, во глубине
сибирских руд - и богословие. Открытие приходов, монастырей – это понятно, а
вот богословие, это интересно. И оно имеет место быть и связано с Успенским
храмом. Сейчас реставрационные работы
Успенского кафедрального собора
находятся на завершающем этапе, через несколько месяцев (к 1 декабрю) он
будет восстановлен в своем первозданном, дореволюционном виде. И, конечно же, нельзя было оставить в
стороне вопрос о чувствах о. Геннадия как человека, священника и бывшего долгое
время настоятеля Успенского храма, к восстановлению собора. Протоиерей Геннадий выделил в своем
отношении две стороны к реставрации храма: эмоциональное и практическое. Еще в начале 50-х, напротив Успенского
храма жил старичок Арсений, в 20-х годах он был алтарником и ему случалось
пономарить во всех церквях нашего города (в 80-е он стал банщиком). Однажды о.
Геннадий пришел к нему домой и увидел, что все стены дома были залеплены,
завешаны фотографиями храмов города Енисейска, тогда батюшка впервые увидел всю
красоту и мощь когда-то существовавших на енисейской земле храмов, это глубоко
потрясло его, но и во сне не могло ему привидится тогда, что своими глазами
что-то подобное придется когда-нибудь увидеть. И теперь, когда из-под лесов все четче
прорисовываются силуэты Успенского храма, когда из небытия начинает подниматься
к небу Захаро-Елизаветинская церковь, восстанавливается Богоявленский собор, -
то вызывает чувство необычные чувства, это прекрасно и замечательно, словно
птица Феникс, вспорхнувшая из пепла, руин и праха, восстанавливаются храмы. В советское время, в 20-е годы, на вратах
церкви святых Захарии и Елизаветы было написано: “Конец религии”. Причем
надпись была не официальная, не лозунг, а кто-то просто так написал, но никто
не стер ее, не убрал, и она осталась. А теперь мы видим Возрождение. И в этом
видится некая чудодейственная сила Божия. Если же размышлять духовно, развивает мысль
батюшка, то встает вопрос, а чем и кем эти храмы будут наполняться? Если
говорить о количестве верующих в наше время, то енисейские храмы далеко не переполнены, а тут добавится еще
несколько церквей. Как правило, есть люди, будет храм, может быть и наоборот,
есть храм – будут люди? Впрочем, жизнь покажет, чем и как наполнятся эти храмы,
и в наше время это уже должно быть предметом нашей молитвы, каких-то деяний,
чтобы храмы действительно не превратились в
какие-то знаковые здания, памятники истории, а чтобы стали живыми
местами не только поклонения Богу, но и общинно-церковной жизни. Вот как в святой
земле, в Израиле - величайшая святыня планеты, но во многих храмах только один
монах, он молиться на месте какого-либо евангельского события и о церковной
общине и речи нет. Все за счет паломников. Но такого количества паломников, как
на святой земле, у нас никогда не будет. И если в наших храмах будет молиться
по одному монаху, то хотелось бы видеть что-то другое. Что касается практической стороны, то
здесь, конечно, проблемы есть, и они решаются. Реставрация происходит за счет
государства, в основном это краевая администрация и отчасти федеральный бюджет.
По качеству, в технической стороне есть немало вопросов, ведь естественно, что
утрачена культура храмостроительства, забыты многие секреты, знания, навыки, а
работают ведь снова наши енисейские люди. Конечно, это все проектировалось и
утверждалось, но точку в истории ставят наши енисейские мужики, и они работают
и делают так, как умеют. Свод в Успенском храме раскрывали люди, которые
никогда в жизни этого не делали, а ведь это очень непросто, сами строители
храма очень многое в нем сделали для
себя впервые. Утрачена та практика мастеров, которым знания и умения передавали
еще их деды, за плечами которых не два и не три храма, а гораздо больше. Каждое
здание является памятником своего времени, и вот так сейчас строим мы, со всеми
нашими минусами и плюсами. Побеседовала с протоиреем Г.Фастом Елфимова Т.В. |